4 класс: склонение имен существительных

склонение существительных карточки 4 класс

Имя существительное — одна из самых распространенных частей речи в русском языке.

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? 

Имена существительные можно склонять по падежам и имена существительные бывают трех склонений. Это абсолютно разные вещи, но из-за схожести названия, некоторые учащиеся путают эти понятия.

шарады для детейПросклонять имена существительные — это значит изменить по падежам.

Падежей в русском языке 6. При склонении существительных по падежам меняется форма слова, т.е. изменяется только окончание.

Например: лиса

И.п. кто? лиса
Р.п. кого? лисы
Д.п. кому? лисе
В.п. кого? лису
Т.п. кем? лисой
П.п. о ком? о лисе

Полезная статья:

Как запомнить падежи русского языка

Есть существительные, которые заимствованы из других языков. Эти имена существительные во всех падежах сохраняют свою первоначальную форму, потому они так и называются — несклоняемые существительные.

Несклоняемые существительные – это существительные, которые во всех падежах имеют форму только именительного падежа.

Например: метро

И.п. построено метро
Р.п. стою у метро
Д.п. иду по метро
В.п. вижу метро
Т.п. восхищаюсь метро
П.п. еду в метро

Несклоняемые существительные  не изменяются по падежам, родам и числам.

Примеры несклоняемых существительных:

  • На гласную «а»: бра, ара;
  • На гласную «у»: кенгуру, какаду, шоу, рагу, рандеву, табу, ноу-хау;
  • На гласную «о»: трюмо, кино, пальто, танго, бунгало, авокадо, манго, какао, депо, бюро, барокко, евро, инкогнито, радио, табло;
  • На гласную «э»: алоэ, каноэ;
  • На гласную «ю»: авеню, барбекю, меню, дежавю, интервью;
  • На гласную «и»: такси, алиби, колибри, пенальти, жалюзи, киви, шасси, жюри, конфетти, пари, пони, леди, папарацци;
  • На гласную «е»: колье, драже, пюре, фойе, купе, шимпанзе, пенсне, шоссе, суфле, резюме, безе, кофе, портье.

шарады для детейИмена существительные бывают трех склонений:

  • Существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже относятся к 1 склонению.
  • Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями -о, -е относятся ко 2 склонению.
  • Существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием) относятся к 3 склонению.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

м.р.  –а, –я

м.р. —

ж.р.  

ж.р.  –а, -я

ср.р.  –о, -е 

Например: весна, мама

Например: окно, конь

Например: любовь, рожь

 


2 класс: тексты для списывания

Карточка 1

Спиши. Обозначь падеж и склонение существительных. Выдели окончания.

под лестницей
в зале
перед началом
за рекой
в варенье
из торта
со стены
на сцене
от скуки
навстречу ветру
на блюдце
на ясене

2. Выбери из этих слов любые 3 слова, относящиеся к разным склонениям. Просклоняй их (измени по падежам). Выдели окончания.


Карточка 2

Спиши. Обозначь падеж и склонение существительных. Выдели окончания.

вокруг плеча
под дубом
около ели
за ольхой
за бревном
из ружья
по шоссе
через дупло
из-за вербы
над ёлкой
перед осиной
на скамье
вдоль тропинки

2. Выбери из этих слов любые 3 слова, относящиеся к разным склонениям. Просклоняй их (измени по падежам). Выдели окончания.


Карточка 3

Спиши. Обозначь падеж и склонение существительных. Выдели окончания.

за забором
с биноклем
на коне
при успехе
о вьюге
над лодкой
в ракете
без шапки
в юбке
от работы
на колене
про рыбака
у космонавта

2. Выбери из этих слов любые 3 слова, относящиеся к разным склонениям. Просклоняй их (измени по падежам). Выдели окончания.


Карточка 4

Спиши. Обозначь падеж и склонение существительных. Выдели окончания.

благодаря оттепели
от души
вопреки надежде
на боку
на пути
под бровью
из шланга
по комнате
под крылом
во дворе
о горошине
из-за ковра
до лета

2. Выбери из этих слов любые 3 слова, относящиеся к разным склонениям. Просклоняй их (измени по падежам). Выдели окончания.


Карточка 5

Спиши. Обозначь падеж и склонение существительных. Выдели окончания.

об осени
в корыте
по долине
над холмом
на конверте
в квадрате
после зимы
в ущелье
с горы
из теста
после метели

2. Выбери из этих слов любые 3 слова, относящиеся к разным склонениям. Просклоняй их (измени по падежам). Выдели окончания.



2 класс: тексты для списыванияПроверочная работа №1 по русскому языку по теме «Склонение имен существительных»

Задание 1

Закончи предложение.

Изменение имен существительных по падежам называется …

Несклоняемые имена существительные — это …

Задание 2

Напиши существительные, которые относятся к:

  • 1-му склонению …
  • 2-му склонению …
  • 3-му склонению …

Задание 3

Напиши слова в три столбика, распределив по склонениям.  Укажи род. Выдели окончания.

Печь, деревня, небо, конь, помидор, радость, крыша, дядя, старость, лагерь, рыба, сноп, капля, облако, рожь, честь, дорога, полночь, букварь, сеть.

Задание 4

Просклоняй в единственном и множественном числе. Выдели окончания.

И. п. лист, листья
Р. п.___________________
Д. п.___________________
В. п.___________________
Т. п.___________________
П. п.___________________

Задание 5

Прочитай текст, вставь пропущенные буквы. Укажи склонение и падеж выделенных имен существительных. 

Прошло знойное лето. Наступила з…л…тая осень. Загл…ни в лес. По …пушкам р…стут гр…бы. Среди тр…вы кр…снеют под…синовики. По краю ельника можно найти сколь…кие грузди, душ…стые рыж…ки. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На п…ляне горят грозд…я р…бины. Дни ст…ят погож…е. Небо высокое и прозрачное. На дне руч…я в…дна каждая тр…винка. Ум…лкают птич…и г…л…са. В л…су тиш…на и покой. (По И. Соколову-Микитову)

Задание 6

Вставь (если нужно) на конце существительных мягкий знак. Обозначь склонение.

Реч…, врач…, вещ…, луч…, сторож…, ноч…, мыш…, лож…, багаж…, чертеж…, глуш…, плащ…, товарищ… .

Задание 7

Поставь и запиши имена существительные из скобок в нужном падеже. Обозначь падеж и склонение существительных.

Жил в этой (местность, деревня, город)__________
Спал в (кровать, колыбель)___________________
Пушистая ветка (сирень, ель) ________________
Лежал на (скатерть, ладонь) ________________


2 класс: тексты для списыванияПроверочная работа №2 по русскому языку по теме «Склонение имен существительных»

Задание 1

Подчеркни имена существительные 1-го склонения. Выдели окончания.

Яблоня, дверь, рыба, снопы, кухня, облако, награда, Володя, лотерея, модель, месяц, башня, гора, снег, комар, капли, луна.

Задание 2

Подчеркни имена существительные 2-го склонения. Укажи род.

Овёс, сторож, фабрика, тетрадь, стан, село, кость, щель, малыш, стекло, вагон, грач, лев, львица, море, комар, стрела, столб.

Задание 3

Подчеркни имена существительные 3-го склонения. Укажи род.

Мама, дочь, кровать, ветка, тополь, ель, цепочка, нефть, гараж, конь, кисть, стебель, лодка, пятак, ткани, соль, птичка, огонь.

Задание 4

Прочитай предложения. Слова в скобках напиши в нужном падеже. Обозначь падеж и склонение существительных. Выдели окончания.

Ребята видели в лесу (сова)__________.
На (верхушка берёза) _______________ кричал грач.
Мама купила в (касса) ________________ билет.
Привольно весной (зверь) __________ в (лес), __________, (птица) ___________ на (простор) _____________ , (рыба) ________ в (река) ___________, (бабочка) ____________ в (трава) __________.

Задание 5

Вставь пропущенные окончания, обозначь падежи и склонение. Выдели окончания.

По дорог… к рощ…, от деревн… к речк…, подарк… Зо… и Маш…, от бабушк… и дедушк…, за деревн…, на крышк… коробк…, с учительниц…, над вод…, на полян…, над пустын…, по дорог… .

Задание 6

Составь словосочетания. Обозначь падеж и склонение существительных. Выдели окончания.

Смотрит, на, голубь — __________________
Летит, в, самолет — ____________________
Рисунок, в, альбом — ___________________
Метит, в, забор — ______________________
Видит, карась — _______________________
Узнал, о, встреча — _____________________
Побежал, по, дорога — ___________________

Задание 7

Подбери к существительным однокоренные существительные 3-го склонения без суффикса и запиши их. Укажи род.

лошадка — __________________
морковка — _________________
ночка — ____________________
кисточка — __________________
ладошка — __________________
площадка — _________________


2 класс: тексты для списыванияПроверочная работа №3 по русскому языку по теме «Склонение имен существительных»

Задание 1

Просклоняй существительные. Выдели окончания.

И. п. сказки рассказы стихотворения повести
Р. п. ___________________________________
Д. п. ___________________________________
В. п. ___________________________________
Т. п. ___________________________________
П. п. ___________________________________

Задание 2

Напиши слова в три столбика, распределив по склонениям. Выдели окончания.

Вагоны, картины, вещи, кони, дома, воды, окна, земли, поля, площади, помидоры, женщины, кровати, одежды, двери, реки, пристани, поверхности.

Задание 3

Замени имена существительные единственного числа, данные в скобках, именами существительными множественного числа. Обозначь падеж и склонение существительных. Выдели окончания.

Зима. Сн…г л…жит на (тр…пинка, аллея) _______________ , на (ск…мейка и крыша) _________ . На (елка) _________ зелёная хвоя п…крыта ин…ем.

Задание 4

Напиши данные слова в родительном падеже множественного числа.

помидоры — ___________
апельсины — ___________
чулки — _______________
сапоги — ______________
ботинки — _____________
килограммы — _________
валенки — _____________
яблоки — ______________

Задание 5

Прочитай предложения. Поставь и напиши слова в скобках в нужном падеже. Обозначь падеж и склонение существительных. Выдели окончания.

Огород засадили (картофель, капуста, морковь)_____________
Хищный зверь гнался за (мышь, заяц, птичка)_______________
Работает на (завод, фабрике)___________
В музыкальной (школа) ________________
Дети учатся играть на (рояль, баян, скрипка)___________

Задание 6

Прочитай текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Обозначь падеж , род и склонение существительных. Выдели окончания.

Летом мы ходили на ночную рыбалку. Д…рога к р…чке шла через рощ… . Вот в трав… прошуршала мыш… . Вот ухнул сыч…, затянул свою угрюмую песню-плач… . А у рек… камыш… шепчется с водой. Вот и наш шалаш… .

Задание 7

Спиши. Обозначь падеж и склонение существительных. Выдели окончания.

Из села, без мыльницы, с кошельком, от дороги, до соседа, из бумаги, на скорости, по вагону, до звонка, к цели, вокруг берлоги, на льду, с друзьями, около дома.


Полезные статьи:

Имя существительное как часть речи

Морфологический разбор имени существительного

Фонетический разбор

Разбор слов по составу

Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

 

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.