Диагностика развития мелкой моторики рук

Одна из трудностей, которые возникают у первоклассников в период обучения грамоте, это выполнение  различных графических упражнений. Почему так происходит?
Можно выделить три основные причины:

  • во-первых, отсутствие интереса к освоению письма и выполнению графических упражнений,
  • во-вторых, недостаточная зрелость мелкой мускулатуры кистей рук,
  • в-третьих, недостаток опыта выполнения графических движений.

Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности. Игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребёнка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.

Определить уровень развития мелкой моторики и координации движения рук можно с помощью специальных упражнений.

Диагностики развития мелкой моторики руки старшего дошкольника

Teст «Домик»

Тест рассчитан на детей 5,5-10 лет. Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития сенсомоторной координации и тонкой моторики рук.

Ребенку дается задание нарисовать такой же домик, как на образце. Во время работы ластиком пользоваться нельзя!
По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать следующее:

  • какой рукой ребенок рисует (правой или левой);
  • как он работает с образцом, часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;
  • быстро или медленно проводит линии;
  • отвлекаемость во время работы;
  • высказывания и вопросы во время рисования;
  • после окончания работы предложить проверить, все ли нарисовано.

Обработка материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками считаются:

  • отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла)
  • увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь)
  • неправильно изображенный элемент рисунка (2 балла)
  • неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл)
  • отклонение прямых линий более чем на 30 от заданного направления (1 балл)
  • разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв)
  • залезание линий одна за другую (1 балл)

Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 баллов. Но следует учитывать возраст. Ребёнок в 5,5 лет редко получает 0 баллов. А вот если десятилетний заработал более 1 балла, то это серьёзный сигнал.

Диагностика развития мелкой моторики рук

Тест Куглера

На листе бумаги нарисовано 7 фигур, постепенно усложняющихся (см. рисунок выше). Ребенку дается задание срисовать их как можно точнее. Бумага должна быть нелинованная.
Фигура 5 (крест) должна быть выполнена 7-летним ребенком (норма). Невыполнение фигуры 5 восьмилетним ребёнком говорит о задержки развития. К моменту поступления в школу ребёнок должен уметь выполнять фигуры 5,6,7.

Графомоторные дорожки

Ребёнку выдаются нарисованные графомоторные дорожки, между которыми он должен провести линии.
Уровень выполнения: высокий, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более 3-х раз;
низкий — три и более выходов за пределы «дорожки», неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом.

Готовность руки к овладению письмом

Рисование простых узоров (рис. 4 и 5) на листе нелинованной бумаги мягким простым карандашом. Если ребенок, хорошо справляется с заданием, значит достаточно готов к работе, которая его ожидает при обучении письму. Если же нарисованные им узоры не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму и т.д., это свидетельствует о том, что ребенок плохо управляет движениями своей руки, пальцев.

  • Высокий уровень — узоры продолжает правильно
  • Средний уровень — допускает ошибки в чередовании элементов либо в пропуске какого-то из них
  • Низкий уровень — продолжить узор не может, выполняет путем прямого копирования заданных элементов.

Тест на выявление способности к дифференцированию усилий кисти руки

Покажите ребенку рис. 6 и 6а. Попросите малыша заштриховать облака так, чтобы одно было темное, а другое светлое. А также закрасить фигуры в соответствии с образцом.

Диагностика развития мелкой моторики рук

Теппинг — тест

В квадратах (рис. 7 см. выше) ребенок должен поставить по всей площади как можно больше точек.
Работа в максимальном темпе продолжается 30 секунд. Через каждые 3 секунды ребенку дают команду к переходу к следующему квадрату. Затем осуществляется подсчет количества проставленных точек в каждом квадрате и общее количество точек за 30 секунд (используется простой мягкий карандаш).
Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд, является показателем быстроты работы (максимального темпа), а затем количества точек в последнем квадрате в сравнении с первичным свидетельствует о его работоспособности, в котором по вертикали отмечается количество точек, а, но горизонтали — временные отрезки» (рис. 7а).

График изменения работоспособности (выносливости)
Если вначале ребенок работает быстрее, а затем идет снижение кривой, это свидетельствует о его быстрой утомляемости. Наоборот, повышение темпа работы или ровная линия свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей выносливости. Желательно это проводить для обеих рук.
Обязательным условием теста является работа в максимальном темпе без остановки.

Диагностика развития мелкой моторики рук

Графический диктант

Тест на выявление умения строить свою деятельность по словесной инструкции, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умения самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи.
Ребенок получает лист бумаги в клетку, на котором обозначены 4 точки (опорные), они служат началом выполнения задания.
Инструкция для ребёнка: проводить следует только те линии, которые я буду диктовать. Когда проведешь линию, жди, пока я не скажу, как проводить следующую. Следующую линию надо проводить там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги, (рис. 8).
Оценивание результатов (тренировочный узор не оценивается).
Уровни:
высокий — диктант выполняет точно и правильно продолжает
средний — в диктанте допускает ошибки, которые воспроизведены и в самостоятельном продолжении
низкий — задание не выполняет.

Обучать писать графические диктанты нужно постепенно, начиная с самых простых упражнений.

Исследование координации движения руки и глаза

Ребёнок получает изображение круга на плотной бумаге тремя линиями: 2 узких и в 1,5 мм между ними — широкая (1,5 мм) (рис.9), нетугие ножницы.
Работа проводится индивидуально. Продолжительность — 1 минута.
Необходимо вырезать круг по широкой линии.
Разрешается вторая попытка (после первой неудачи). Допускается не более двух перерезаний узкой линии или одно перерезание широкой. За большее количество перерезаний и превышение времени результат оценивается как отрицательный.

Тест «Лабиринт»

Оценивается умение соблюдать правила.
Детям предлагаются лабиринты (рис. 10). Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее выбраться из каждого лабиринта.
Инструкция для ребёнка:

  • поставь карандаш в центр лабиринта и, пока выход не будет найден, не отрывай карандаш от бумаги
  • сразу начинай движение карандашом, не пытаясь предварительно просматривать путь следования
  • не задевай линии лабиринта, не пересекай их (это будет считаться ошибкой)
  • нельзя поворачивать назад (это тоже ошибка)
    Время выхода из каждого лабиринта — не более одной минуты, количество ошибок в каждом случае — не более пяти.

Диагностика развития мелкой моторики рук

Раскрась фигуры

Ребенку показывают рис.11 с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения.
Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.
Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливости при выполнении малоинтересной работы.

Обведение рисунков по точкам

Ребенку предлагают определить по точкам, что нарисовано. Затем ребенок обводит рисунок по точкам.
Оценивание результатов:
Высокий уровень — работа выполнена аккуратно.
Средний уровень — допускает неточности, небрежность.
Низкий уровень- работа не выполнена.

Очень важное значение при развитии малыша и подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики руки. Но следует помнить, что потребность писать у дошкольников выражена в меньшей степени, чем интерес к чтению. Выполнять графические упражнения и писать 6-7 летние дети, как правило, не любят. Им трудно и, следовательно, неинтересно. То, что чувствуют первоклассники при написании письменных букв, вы можете испытать на себе, если возьмёте ручку в свою нерабочую руку и попробуете писать.

Не поленитесь и проведите диагностику развития мелкой моторики руки своего малыша. Вы сразу увидите над чем нужно еще поработать. Чем крепче пальчики ребёнка, тем легче будет ему научиться писать и тем красивее и ровнее будет его почерк. Поэтому не забываем об упражнениях для развития мелкой моторики руки ребёнка.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счёт мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движения. Для развития мелкой моторики рук используют следующие приёмы и упражнения:

Взрослому необходимо обращать внимание на успехи ребёнка в графической деятельности, тем самым, стимулируя интерес к письменным упражнениям и повышая его самооценку.
Во время занятий рисованием, штриховкой нужно следить за тем, чтобы ребёнок правильно сидел за столом и правильно держал карандаш., а также не забывайте о весёлых физкультминутках.

Диагностика развития ребёнка 6-7 лет

С уважением, Ольга Наумова

 

Спасибо, что поделились статьей в социальных сетях!


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *