Мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста – НАУМЁНОК

Диагностика развития мелкой моторики рук

мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста

Ваш ребенок скоро станет школьником. Что желательно знать и уметь будущему первокласснику:

1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (дату и год рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Страну и город, в котором живёт.
5. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
6. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года).
7. Часть суток (последовательность, основные признаки каждого времени суток).
8. Домашних животных, их детёнышей, повадки.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их детёнышей, повадки.
10. Зимующих и перелётных птиц.
11. Транспорт наземный, подземный, водный, подводный, воздушный.
12. Различать одежду, обувь и головные уборы.
13. Различать овощи, фрукты и ягоды.
14. Свободно ориентироваться на листе бумаги (правая — левая сторона, верх — низ).
15. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
16. Свободно считать от 1 до 10 и обратно.
17. Выполнять счётные операции в пределах 10 (±, 1, 2).
18. Различать гласные и согласные звуки.
19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов и так далее.
20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «дубы», «сани», «осы».
21. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
22. Знать наизусть стихи для детей.
23. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ.
24. Уметь составить (придумать) рассказ по картинке, по серии картинок.
25. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
26. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, вырезать по контуру предмет).
27. Уметь выполнять задание по образцу.
28. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (20-30 минут).
29. Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов.
30. Сохранять хорошую осанку в положении сидя. Правильно держать ручку и карандаш.

Можете также провести диагностику развития своего ребенка самостоятельно.

Одна из трудностей, которые возникают у первоклассников в период обучения грамоте, это выполнение  различных графических упражнений. Почему так происходит?

Можно выделить три основные причины:

  • во-первых, отсутствие интереса к освоению письма и выполнению графических упражнений,
  • во-вторых, недостаточная зрелость мелкой мускулатуры кистей рук,
  • в-третьих, недостаток опыта выполнения графических движений.

Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности. Игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребёнка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.

Определить уровень развития мелкой моторики и координации движения рук можно с помощью специальных упражнений.

Диагностики развития мелкой моторики руки старшего дошкольника

Teст Домик

Тест рассчитан на детей 5,5-10 лет. Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития сенсомоторной координации и тонкой моторики рук.

Ребенку дается задание нарисовать такой же домик, как на образце. Во время работы ластиком пользоваться нельзя!
По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать следующее:

  • какой рукой ребенок рисует (правой или левой);
  • как он работает с образцом, часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;
  • быстро или медленно проводит линии;
  • отвлекаемость во время работы;
  • высказывания и вопросы во время рисования;
  • после окончания работы предложить проверить, все ли нарисовано.

Обработка материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками считаются:

  • отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла)
  • увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь)
  • неправильно изображенный элемент рисунка (2 балла)
  • неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл)
  • отклонение прямых линий более чем на 30 от заданного направления (1 балл)
  • разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв)
  • залезание линий одна за другую (1 балл)

Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 баллов. Но следует учитывать возраст. Ребёнок в 5,5 лет редко получает 0 баллов. А вот если десятилетний заработал более 1 балла, то это серьёзный сигнал.

Диагностика развития мелкой моторики рук

Тест Куглера

На листе бумаги нарисовано 7 фигур, постепенно усложняющихся (см. рисунок выше). Ребенку дается задание срисовать их как можно точнее. Бумага должна быть нелинованная.
Фигура 5 (крест) должна быть выполнена 7-летним ребенком (норма). Невыполнение фигуры 5 восьмилетним ребёнком говорит о задержки развития. К моменту поступления в школу ребёнок должен уметь выполнять фигуры 5,6,7.

Графомоторные дорожки

Ребёнку выдаются нарисованные графомоторные дорожки, между которыми он должен провести линии.
Уровень выполнения:

  • высокий, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более 3-х раз;
  • низкий — три и более выходов за пределы «дорожки», неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом.

Готовность руки к овладению письмом

Рисование простых узоров (рис. 4 и 5) на листе нелинованной бумаги мягким простым карандашом. Если ребенок, хорошо справляется с заданием, значит достаточно готов к работе, которая его ожидает при обучении письму. Если же нарисованные им узоры не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму и т.д., это свидетельствует о том, что ребенок плохо управляет движениями своей руки, пальцев.

  • Высокий уровень — узоры продолжает правильно
  • Средний уровень — допускает ошибки в чередовании элементов либо в пропуске какого-то из них
  • Низкий уровень — продолжить узор не может, выполняет путем прямого копирования заданных элементов.

Штриховка для детей

 

Штриховка для детей Штриховка для детей Штриховка для детей Штриховка для детей Штриховка для детей графомоторные дорожки для развития мелкой моторики

графомоторные дорожки для развития мелкой моторики графомоторные дорожки для развития мелкой моторики

 

Ольга Наумова Графомоторные дорожки

 

Ольга Наумова Графомоторные дорожки

 

Скачать графомоторные дорожки можно без оплаты.

Тест на выявление способности к дифференцированию усилий кисти руки

Покажите ребенку рис. 6 и 6а. Попросите малыша заштриховать облака так, чтобы одно было темное, а другое светлое. А также закрасить фигуры в соответствии с образцом.

Диагностика развития мелкой моторики рук

Теппинг — тест

В квадратах (рис. 7 см. выше) ребенок должен поставить по всей площади как можно больше точек.
Работа в максимальном темпе продолжается 30 секунд. Через каждые 3 секунды ребенку дают команду к переходу к следующему квадрату. Затем осуществляется подсчет количества проставленных точек в каждом квадрате и общее количество точек за 30 секунд (используется простой мягкий карандаш).
Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд, является показателем быстроты работы (максимального темпа), а затем количества точек в последнем квадрате в сравнении с первичным свидетельствует о его работоспособности, в котором по вертикали отмечается количество точек, а, но горизонтали — временные отрезки» (рис. 7а).

График изменения работоспособности (выносливости)

Если вначале ребенок работает быстрее, а затем идет снижение кривой, это свидетельствует о его быстрой утомляемости. Наоборот, повышение темпа работы или ровная линия свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей выносливости. Желательно это проводить для обеих рук.
Обязательным условием теста является работа в максимальном темпе без остановки.

Диагностика развития мелкой моторики рук

Графический диктант

Тест на выявление умения строить свою деятельность по словесной инструкции, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умения самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи.
Ребенок получает лист бумаги в клетку, на котором обозначены 4 точки (опорные), они служат началом выполнения задания.
Инструкция для ребёнка: проводить следует только те линии, которые я буду диктовать. Когда проведешь линию, жди, пока я не скажу, как проводить следующую. Следующую линию надо проводить там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги, (рис. 8).
Оценивание результатов (тренировочный узор не оценивается).
Уровни:
высокий — диктант выполняет точно и правильно продолжает
средний — в диктанте допускает ошибки, которые воспроизведены и в самостоятельном продолжении
низкий — задание не выполняет.

Обучать писать графические диктанты нужно постепенно, начиная с самых простых упражнений.

Рекомендую развивающее интересное пособие:

О. Наумова «Математические диктанты по клеточкам»

Занимаясь по этой книге, ребенок пошагово, плавно переходя от одного задания к другому, научится писать математические диктанты по клеточкам. Обучение будет в радость и вам, и вашему малышу.

  • В книге 65 упражнений, составленных в игровой увлекательной форме.
  • Все задания построены по принципу «от простого к сложному».
  • Задания вызывают у ребенка интерес.
  • Ребенок сможет выполнять упражнения самостоятельно.

Польза для ребенка:

  • развитие пространственного мышления;
  • тренировка внимания;
  • развитие наглядно-образного мышления;
  • научится ориентироваться на листе бумаги;
  • развитие  воображения и памяти;
  • легче овладеет письмом;
  • станет более уверенным в себе.

математические диктанты по клеточкам

математические диктанты по клеточкам

Эта книга будет отличным подспорьем при подготовке ребенка к школе и спасением для первоклассника, не справляющегося с графическими диктантами.

Подходит для родителей, учителей, репетиторов.

И конечно же для ребенка, которому эта книга принесет огромную развивающую пользу!


Исследование координации движения руки и глаза

Ребёнок получает изображение круга на плотной бумаге тремя линиями: 2 узких и в 1,5 мм между ними — широкая (1,5 мм) (рис.9),  ножницы.
Работа проводится индивидуально. Продолжительность — 1 минута.
Необходимо вырезать круг по широкой линии.
Разрешается вторая попытка (после первой неудачи). Допускается не более двух перерезаний узкой линии или одно перерезание широкой. За большее количество перерезаний и превышение времени результат оценивается как отрицательный.

Тест Лабиринт

Оценивается умение соблюдать правила.
Детям предлагаются лабиринты (рис. 10). Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее выбраться из каждого лабиринта.
Инструкция для ребёнка:

  • поставь карандаш в центр лабиринта и, пока выход не будет найден, не отрывай карандаш от бумаги
  • сразу начинай движение карандашом, не пытаясь предварительно просматривать путь следования
  • не задевай линии лабиринта, не пересекай их (это будет считаться ошибкой)
  • нельзя поворачивать назад (это тоже ошибка)
    Время выхода из каждого лабиринта — не более одной минуты, количество ошибок в каждом случае — не более пяти.

Диагностика развития мелкой моторики рук

Работу с лабиринтами трудно переоценить. Лабиринты помогают сосредотачиваться, удерживать внимание и прекрасно тренируют память и технику чтения. Упражнения с лабиринтами необходимы для детей, испытывающих трудности в обучении.

скачать лабиринты для ребенка

 

лабиринты для дошкольников
4+

 

детские лабиринты распечатать
7+

 

детские лабиринты распечатать
9+

 

Раскрась фигуры

Ребенку показывают рис.11 с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения.
Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.
Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливости при выполнении малоинтересной работы.

Обведение рисунков по точкам

Ребенку предлагают определить по точкам, что нарисовано. Затем ребенок обводит рисунок по точкам.
Оценивание результатов:
Высокий уровень — работа выполнена аккуратно.
Средний уровень — допускает неточности, небрежность.
Низкий уровень- работа не выполнена.

Очень важное значение при развитии малыша и подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики руки. Но следует помнить, что потребность писать у дошкольников выражена в меньшей степени, чем интерес к чтению. Выполнять графические упражнения и писать 6-7 летние дети, как правило, не любят. Им трудно и, следовательно, неинтересно. То, что чувствуют первоклассники при написании письменных букв, вы можете испытать на себе, если возьмёте ручку в свою нерабочую руку и попробуете писать.

Не поленитесь и проведите диагностику развития мелкой моторики руки своего малыша. Вы сразу увидите над чем нужно еще поработать. Чем крепче пальчики ребёнка, тем легче будет ему научиться писать и тем красивее и ровнее будет его почерк. Поэтому не забываем об упражнениях для развития мелкой моторики руки ребёнка.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счёт мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движения. Для развития мелкой моторики рук используют следующие приёмы и упражнения:

Взрослому необходимо обращать внимание на успехи ребёнка в графической деятельности, тем самым, стимулируя интерес к письменным упражнениям и повышая его самооценку.
Во время занятий рисованием, штриховкой нужно следить за тем, чтобы ребёнок правильно сидел за столом и правильно держал карандаш, а также не забывайте о весёлых физкультминутках.

 

С уважением, Ольга Наумова

Подготовка к школе и другие полезные пособия для успешной учёбы ждут вас в КНИЖНОЙ ЛАВКЕ

 

Как учиться лучше в школе

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.