Говоря простым языком, наглядно-образное мышление помогает представить себе что-либо зрительно, не взаимодействуя с данным предметом или образом в реальности. Отличительной особенностью данного вида мышления является установление связей между свойствами и предметами. Оно необходимо, когда человек хочет что-либо получить в результате своей деятельности, но при этом он просто представляет ситуацию, как бы он это сделал и что получится в итоге. За такой вид мышления отвечает правое полушарие мозга.
Современные психологи выделяют три основных этапа в развитии мышления ребенка:
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное;
- понятийное (логическое) мышление.
Наглядно-действенное мышление присуще преимущественно детям младшего дошкольного возраста. Однако уже на четвёртом году начинает формироваться наглядно-образное мышление, а затем уже развивается логическое мышление.
В начале дошкольного периода малышам необходим телесный контакт с предметом. Со временем необходимость потрогать всё руками отпадает, и дети делают упор на представление образа в уме. Активным и основным наглядно-образный способ мышления становится уже к 5-6 годам.
Но, к сожалению, не у всех детей наглядно-образное мышление формируется должным образом. Если вы видите, что вашему ребёнку достаточно сложно представить что-либо в уме, то не тяните, начинайте активно развивать данный вид мышления. Иначе ребёнок будет испытывать сложности при обучении в школе. В частности, ему трудно будет даваться решение задач, а также любые задания творческого характера.
Как же развить наглядно-образное мышление?
На помощь, в данном случае придут различные игры и упражнения.
Самым эффективным способом развития наглядно-образного мышления является деятельность, которая позволяет воплощать в реальности задуманное. Для малышей это, в первую очередь, любые виды конструирования и всевозможные дидактические игры, направленные на развитие мышления и воображения. Рассмотрим наиболее подробно приёмы, способствующие развитию образного мышления.
Формированию и развитию наглядно-образного мышления способствуют:
- прохождение лабиринтов;
- игра танграм;
- незаконченные рисунки;
- сборка кубика Рубика;
- задания на поиск нелепиц;
- отгадывание ребусов и загадок;
- задания на нахождение и восстановление недостающего элемента;
- конструирование;
- упражнения на развитие межполушарных связей;
- чтение с дальнейшим анализом характеров главных героев;
- упражнения направленные на развитие творческого воображения;
- упражнения на сравнение, поиск отличий;
- использование игр с перестановкой палочек (спичек);
- составление рассказов или сказок по данному началу, или же наоборот придумывание окончание истории;
- описывание предмета по памяти;
- пересказ прочитанного;
- упражнения с придумыванием ассоциаций.
Помните, как в стихотворении Ю.Мориц «Что на что похоже?»
На горе шумит ветла,
На ветле звенит пчела,
Полосатая как зебра.
В нашу лодку иногда
Набирается вода,
В глубине плывёт звезда,
Серебристая как рыба.
В роще клёны и дубы,
А под ними есть грибы,
Каждый гриб похож на зонтик.
Вышел месяц молодой,
Небо кажется водой,
Туча кажется волной,
Месяц — лодкой деревянной.
До чего же всё похоже!
Значит, я, наверно, тоже
На кого-нибудь похож!
Я пошёл и крикнул козам,
Уткам, овцам и стрекозам:
— На кого же я похож?
Белый козлик повернулся,
По-козлячьи улыбнулся
И сказал по-человечьи:
— Разве ты не видишь сам?
Ты добрее, чем телёнок,
Веселее, чем козлёнок,
Ты совсем ещё ребёнок,
Но похож на человека!
Таким образом, способность представлять предметы в уме, передвигать их, выполнять различные манипуляции являются важнейшим средством развития способностей ребенка и его мыслительной деятельности. Развитое наглядно-образное мышление можно сравнить с фундаментом всей мыслительной деятельности ребёнка.
Еще в работах Аристотеля отмечена важность развития этого вида мышления. Создание мысленного образа помогает человеку быть нацеленным на результат, стремиться к достижению запланированного, контролировать собственные поступки и предвидеть их последствия. Именно оно помогает активизировать творческий потенциал, заложенный в каждом человеке. Тот, у кого развито наглядно-образное мышление, способен мыслить и запоминать информацию намного быстрее.
Поэтому, ещё в дошкольном возрасте, необходимо формировать наглядно-образное мышление ребёнка, используя вышеперечисленные приёмы. Также играйте с ребёнком в игры, развивающие его мышление. Желаю удачи!
С уважением, Ольга Наумова
Спасибо, что поделились статьей в социальных сетях!