Фразы родителей детям

«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…»

Ф. И. Тютчев

Бывает, что, не задумываясь о смысле, а точнее, бессмысленности произнесенных слов, мы говорим детям вещи, которые имеют обратный воспитательный эффект. Многие семейные фразы передаются из поколения в поколение. Вспомните, как говорили ваши родители?

«Перестань баловаться, иначе отведу к врачу и тебе сделают укол». Кажется, что после этого заявления ребенок сразу станет шелковым, однако все, к чему приводит это обещание, – страх перед белыми халатами и истерика при упоминании поликлиники.

«Поздоровайся с гостями и расскажи стишок, который ты выучила».Ребёнок демонстративно прячется за родительскую спину и на ближайшие два часа «проглатывает» язык, а родители извиняются за невежливую дочь.

Сомнительные фразы передаются из поколения в поколение и являются частью родительского лексикона.

Фразы родителей детям

«Не плачь». Он ударился, его ударили, он упал, потерял незаменимую деталь конструктора, не получил призовое место в конкурсе, да просто встал не с той ноги – какова бы ни была причина слез, всеми правдами и неправдами родителям хочется остановить их. В большинстве ситуаций плач воспринимается как сильный раздражитель, и при этом забывается, что у слез есть известная очищающая и даже обезболивающая функция. Однако дети умнее и правдивее, и, как признался своей маме один трехлетний мальчик: «Я порыдал, и мне стало легче». Время от времени каждому полезно не сдерживать эмоции и поплакать. И хорошо при этом знать, что рядом понимающий взрослый, который поддержит и в радости, и в слезах и поможет осознать, отчего ребенку в данный момент так горько.

«Посмотри, Дима уже одевается сам». Что может дать это сравнение ребенку, кроме чувства неуверенности, ощущения себя неудачником и неутешительного осознания того, что он не соответствует ожиданиям родителей?
Никакие доводы в пользу того, что у каждого человека свой темперамент и скорость развития, не сдерживают желания сравнить успехи своего ребенка с достижениями другого. Как бы ни хотелось этого родителям, но идеальный Дима не станет мотивацией к учебе, спорту и великим свершениям. А вот подорвать самооценку может вполне.

«Сейчас уйду и брошу тебя здесь». Что удивительно, результат от этой фразы и правда есть. Сначала не поверивший угрозе ребенок, в конце концов видит удаляющуюся фигуру родителя и бросается следом. Так, пользуясь властью, взрослый добивается своего посредством вызывания одного из самых больших детских страхов – потеряться и остаться одному.
При этом не учитывается вариант того, что однажды ребенок может спокойно отпустить родителя и тем самым показать, что угрозы взрослого ничего не стоят. Почему эта фраза до сих пор в общепринятом обиходе – сложно понять. Возможно, потому что объяснить причину, по которой нужно прервать интересную деятельность и уйти в другое место, сложнее, чем просто пригрозить бросить ребенка здесь и сейчас.

«Мы же тебе говорили». Детский утренник, суматоха, после праздника детям раздают угощение. Маленький Матвей слишком долго переодевается и показывает бабушке свою кровать в спальне, поэтому, когда выходит в группу, ему кажется, что сока и печенья ему не досталось: на столах пустые обертки и коробочки с вынутыми соломинками, а дети давно играют на ковре. Матвей начинает плакать, а бабушка, не предприняв ни единой попытки обнять его и попросить законное угощение у воспитателя, бросает: «А я тебя предупреждала: не нужно было так долго натягивать колготки. Теперь плачь». Что в этой ситуации положительного? Разве что взрослый сохраняет статус всегда правого. Ребенок же остается не без печенья и сока (угощение для него, конечно, оставили), но без поддержки близкого человека, что гораздо больнее.

«Дай, я сам все сделаю». Взрослому легко осудить ребенка, который еще не умеет полить домашние растения, не пролив ни одной капли на пол, или вырезать прямоугольник строго по контуру. Но именно с детьми стоит учиться сдерживать свой перфекционизм, иначе они не научатся делать что-либо самостоятельно.
И тем более, если ребенку было поручено аккуратно составить книги на полке, заправить постель или помыть пол, не нужно со вздохом переставлять разноформатные книги по высоте и перемывать пол со следами разводов. Потому что в следующий раз ребенок под любым предлогом откажется выполнять поручение, ведь за что бы он ни взялся, родителям все будет не так.

«Не бойся, это не больно». Чаще всего это утешение не срабатывает, а если при процедуре ребенок действительно испытает неприятные или болезненные ощущения, то бодрящее воодушевление, которое не сбылось, может подорвать доверие к родителям и в следующий раз идти сдавать кровь из пальца или делать необходимый укол придется со скандалом. Возможно, честнее сказать, что небольшая боль будет длиться всего несколько секунд, а сразу после процедуры можно купить мороженое или игрушку для храбреца.

«Давай быстрее». Сколько бы раз ни приходилось слышать от родителей эту фразу, результат у нее практически нулевой. Малыши в детсадовской раздевалке, чьи пальцы пока не справляются с застежками сандаликов, начинают еще больше путаться, когда их торопят. А школьник, которого просят быстрее собирать рюкзак, потому что родители уже вызвали лифт и ждут на лестничной площадке, скорее всего непременно что-нибудь забудет. Детская скорость дел, особенно если перед нами медлительный флегматик, никак не изменится после многочисленных «быстрее», «шустрее» и «поторапливайся». Скорее родителям поможет закладывать лишние десять минут на сборы или проговаривать пошаговые действия для забывчивого ребенка: «Давай ты снимешь шапку, повесишь одежду в шкаф и переоденешься в физкультурную форму».

«Вечно ты…» и «Ты никогда…». Всегда и никогда – сильнейшие слова, которые обвинительным приговором навешиваются на любого человека, в адрес которого они прозвучали, и в какой-то степени заставляют поверить, что он и есть тот, кто постоянно опаздывает, наводит беспорядок в своей комнате, теряет ключи от дома. А если принять во внимание детское желание противоречить, то прямое значение упрека «Вечно ты тянешь до последнего и не успеваешь сделать уроки» действительно может стать неотъемлемой чертой характера и привычкой, если не помочь ребенку подружиться со временем, а лишь ругать за недостаток.

«Это не стоит переживаний». С высоты родительских лет большинство вещей, из-за которых расстраиваются дети, действительно кажутся несущественными. Но это тот момент, когда нужно попытаться вспомнить свой юный возраст и поставить себя на их место. Тогда станет понятно, что первая несбывшаяся любовь ранит, а неудавшийся поход в кино приносит расстройство на весь день. И как ощутима досада из-за того, что говорящая игрушка, о которой мечталось на день рождения, исчезла из продажи. И как больно, когда лучшая школьная подруга вдруг переметнулась к другой девочке, а тебя не замечает.

Разделить чувства, а не умалять их значение – только такой реакции от родителей ждет в сложной ситуации ребенок любого возраста. И да, не всегда хватает времени и чуткости на подробные объяснения, а вылетевшее слово, как известно, «не воробей».

Но если задуматься, мало что оседает в памяти и ранит так сильно, как небрежно произнесенные слова. Поэтому прежде чем сказать, подумайте! Сделайте правильный выбор между «я сказала, перестань плакать» и «ПОНИМАЮ, КАК ТЕБЕ СЕЙЧАС БОЛЬНО И ОБИДНО».

Есть ещё один подход, помогающий  быстро и без нервов уговорить своих чад. Это сделать нужное интересным. Попробуйте включиться в игру, заодно и сами повеселитесь.

Вот несколько примеров «правильных» фраз для вашего малыша.

➖ Вместо: «Давай быстрее, сколько можно копаться!» :
➕Говорим: «На старт, внимание, марш!»

➖ Вместо: «Сейчас же отправляйся в ванную! Считаю до трех!»
➕Говорим: «Старт отплытия корабля через 10, 9, 8…»

➖Вместо: «Пока не съешь суп, печенья не дам».
➕Говорим: «Как только суп исчезнет с тарелки, на столе по взмаху волшебной палочки появится десерт!»

➖Вместо: «Быстро спать!» :
➕Говорим: «А что ты хочешь увидеть во сне?»

➖Вместо: «Не мешай мне разговаривать по телефону». :
➕Говорим: «Когда я закончу свои дела, тебя ждет сюрприз».

➖Вместо: «Прекрати капризничать сейчас же!» :
➕Говорим: «Ой, прибежал к нам капризный забияка (или капризка — можно придумать любого персонажа), давай скорее его выгонять, а то он нам настроение испортит!»

➖Вместо: «Почему ты меня не слышишь? Сколько раз повторять?»
➕Говорим: «Кактус, кактус, я — фикус, проверка связи, доложите, как слышите меня! Передаю важную информацию».

➖ Вместо: «Нельзя ходить третий день в одной и той же грязной куртке, надень другую!» :
➕Говорим: «Твоя любимая куртка ушла мыться, передавала тебе привет и прислала свою сестру».

➖Вместо: «Боже, какой беспорядок. Ты ужасный грязнуля!»
➕Говорим: «Ах, если бы ты мог стать волшебником и наколдовать порядок в комнате».

➖Вместо: «Сейчас я тебе ремня дам!» :
➕Говорим: «Когда дети себя плохо ведут, мама превращается в Бабу-ягу».

➖Вместо: «Как я от тебя устала!» :
➕Говорим: «Мой котелок закипает, закипает, ой, уже кипит, скоро взорвется, береги-и-и-сь!»

➖Вместо: «Засыпай сейчас же!» :
➕Говорим: «Засыпай, а пока ты спишь, придет добрый гном (придумываем сказочного героя) и принесет орешки» (ночью кладем у кровати орешки).

➖ Вместо: «Твой рисунок опять не занял никакого места на выставке? Да, художник из тебя плохой».
➕Говорим: «Ну не занял и не занял, зато ты рисуешь самых красивых в мире сов».

➖Вместо: «А ну-ка сел за уроки быстро!»
➕Говорим: «Давай ты будешь делать уроки, а я убираться — кто быстрее закончит, тот и получит вкусные конфеты после ужина».

➖Вместо: «Одевайся, мы выходим гулять».
➕Говорим: «Хочешь, я покажу тебе во дворе дупло, в котором можно найти клад?»

➖ Вместо: «Быстро выключай мультики!» :
➕Говорим: «Телевизору пора отдохнуть».

➖Вместо: «Прекрати плакать!» :
➕Говорим: «Ой, сейчас от твоих слез тут будет большущая лужа, как бы нам в ней не утонуть!»

➖Вместо: «Ты что, жадина?! А ну-ка быстро поделись конфетками с ребятами!» :
➕Говорим: «Вкусная конфетка, правда? А давай и других угостим, чтобы им тоже было вкусно».

19.➖ Вместо: «Смотри, как Катя красиво сделала, почему же ты так не можешь?» :
➕Говорим: «Смотри, как интересно у Кати получилось, мне кажется, ты можешь даже лучше сделать!»

➖ Вместо: «Слезь быстро с горки, упадешь!» :
➕Говорим: «Это кто у нас тут каскадер? На горку вход только в шлеме и со страховкой!»

Чем больше игры в разговорах, уговорах и ваших повседневных делах, тем легче вам будет договориться с ребенком, тем лучше он будет вас понимать и тем ближе вы будете. Кого-то из детей можно привлечь волшебством, кого-то  духом соревнования, кого-то, чтобы успокоить, иногда нужно просто обнять. Вы лучше знаете своего ребенка.
Но есть моменты, когда все эти уловки ни к чему.
Если злитесь или у вас плохое настроение, объясните ребёнку свои чувства. Например, «я переживаю из-за того, что ты капризничаешь». Не кричим, а именно объясняем.

Пусть ваш ребёнок почаще слышит от вас следующие фразы:

«Я тебе доверяю».
«Я в тебя верю».
«Я уважаю твое решение».
«Это непросто, но у тебя обязательно получится».
«Ты все верно делаешь».
«Ты все правильно понимаешь».
«Как у тебя это получилось?»
«Научи меня, как это у тебя получается».
«Ты делаешь это лучше, чем я».
«У тебя получается это лучше, чем у меня».
«Я вижу, ты очень много труда вложил в это».
«Я вижу, как сильно ты старался».
«Ты так потрудился над этим, и вот как здорово получилось!»
«Получается очень здорово!»
«Могу представить, сколько времени на это ушло!»
«Представляю, как долго ты старался, чтобы это получилось!»
«Сколько же пришлось придумывать, чтобы такое получилось!»
«Твои труды привели к хорошему результату!»«Я очень ценю время, которое мы с тобой проводим вместе».
«Я с нетерпением жду, когда мы сможем снова поиграть завтра».
«С тобой очень интересно».
«Мне очень понравилось, как мы поиграли».
«Я рада, что ты дома».
«С тобой очень интересно и приятно играть».«Что ты сам думаешь об этом?»
«Представляю, как тебе самому приятно!»
«Что тебе здесь самому больше всего нравится?»
«А как ты сам думаешь?»
«А что ты сам думаешь об этом?»
«А как тебе самому кажется?»
«А тебе самому как бы хотелось?»«Спасибо больше тебе за то, что ты… (за конкретное дело)».
«Спасибо за то, что ты сделал».
«Спасибо большое за твою помощь».
«Спасибо за твое понимание».
«Это очень большая помощь для меня, спасибо».
«Ты мне так хорошо помогаешь!»
«Благодаря тебе я все закончила быстрее».
«Благодаря тебе у нас теперь так чисто».

«Вот это да! Комната чистая!»
«Ух ты! Постель застелена!»
«Какие яркие краски ты используешь!»
«Я вижу, что ты очень постарался!»
«Я вижу, что ты сам убрал со стола!»

«Я очень люблю заниматься и играть с тобой».
«Я так рада, когда ты дома».
«Я чувствую, что мы с тобой как одна команда».
«Мне очень приятно, когда ты так говоришь».
«Я так счастлива, что ты у нас есть».
«Мне очень приятно, когда ты мне помогаешь».

И не забывайте почаще ставить своего ребёнка в ситуацию успеха и помните, что нет такой проблемы, с которой не справилась бы любовь.

С уважением, Ольга Наумова

 

Спасибо, что поделились статьей в социальных сетях!


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *