Игры для развития внимания

игры для развития внимания и памяти

О хорошо развитом внимании говорят наблюдательность, высокая концентрация, умение подмечать множество деталей, устойчивость к внешним раздражителям, умение переключаться между 2-3 видами деятельности. Развитие внимания – процесс длительный и сложный, который нужно начинать с дошкольного возраста. На помощь придут различные игры, которые могут стать отличной тренировкой внимания.

Игры на сообразительность и внимательность

игры на сообразительность и внимательностьИгра 1

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — руки на пояс. Кто ошибается, считается проигравшим.

игры на сообразительность и внимательностьИгра 2

Играть может один ребенок или можно устроить соревнование. Главная задача — собрать по образцу. Это может быть игра с кубиками, пазлами, мозаикой, конструктором. Главное, чтобы ребёнок повторил или собрал что-либо по инструкции.

игры на сообразительность и внимательностьИгра 3

Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, шапка, карандаш, медведь, окно, лиса и т.д. Ребенок должен хлопать в ладоши, когда встретиться слово, обозначающее, например, животное. Теперь предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания.

игры на сообразительность и внимательностьИгра 4

В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок  идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок, запомнив дорогу, должен провести группу детей тем же путем. Затем дети меняются ролями.

игры на сообразительность и внимательностьИгра 5

По залу расставляются в случайном порядке стулья. Дети садятся на стулья. Когда заиграет музыка, все встают со стульев и начинают бегать вокруг них. В это время ведущий убирает один стул. С окончанием музыки дети должны сесть на стулья. Оставшийся без стула выходит из игры.

игры на сообразительность и внимательностьИгра 6

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «цапли» (стоять на одной ноге). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу. Для более взрослых детей можно ввести другие команды (поднять руки, руки на пояс и т.д.)

игры для развития внимания

игры на сообразительность и внимательностьИгра 7

Несколько предметов раскладывают на столе. Участники игры запоминают их. Затем они отворачиваются, а ведущий убирает один или два предмета. Также можно усложнить задание тем, что оставшиеся предметы менять местами. Кто первый обнаружит пропащий предмет, тот и выиграл!

игры на сообразительность и внимательностьИгра 8

Совместно выбирается любой предмет. Все выходят из комнаты и ведущий прячет его. Игроки, зайдя в комнату внимательно все осматривают, пытаясь его отыскать. Задачу можно упростить, если ведущий будет подсказывать с помощью слов «горячо-холодно».

игры на сообразительность и внимательностьИгра 9

Положить в коробку несколько небольших предметов разного цвета. Попросить ребёнка сосчитать сколько в коробке, например, предметов синего цвета. Когда он сосчитает и скажет, задать ему дополнительные вопросы. Это могут быть любые вопросы относительно других предметов лежащих в этой коробке. В эту игру можно также играть с предметами, находящимися в комнате или на улице. Эта игра также отлично развивает память.

игры на сообразительность и внимательностьИгра 10

Играющие повторяют за ведущим движения, но с отставанием на одно: при первом движении ведущего играющие остаются неподвижными, при втором движении – повторяют первое, при третьем – второе и т.д. Можно усложнить игру, предложив играющим отставать от ведущего на два движения. Перепутавший движения, выбывает из игры.


Игра — это отличный способ развития ребёнка. Используйте эти 10 интересных игр для развития внимания ребёнка. Придумайте играм свои названия. Ребёнок будет благодарен вам за отлично проведенное время, а вы, в дальнейшем, будете радоваться его успехам.

Хочу сказать также о лабиринтах. Лабиринты любят практически все дети. Прохождение лабиринтов – это не просто увлекательное занятие, игра, но и очень полезное развивающее упражнение.

Когда ребёнок ищет выход из лабиринта, то:

  • Развивается его внимание;
  • Тренируются навыки чтения;
  • Развивается мышление;
  • Улучшается пространственная ориентация;
  • Развивается зрительная память;
  • Тренируется умение достигать цели;
  • Развивается терпение и упорство;
  • Формируется координация движений руки и глаза;
  • Развивается мелкая моторика руки;
  • Тренируется наглядно-образное мышление;
  • Развивается умение преодолевать трудности.

 

Лабиринты для дошкольников

Начинать работать с лабиринтами можно уже с 3-4 лет. Для малышей интересно будет не просто пройти лабиринт, а помочь кому-нибудь, например, какому-нибудь животному или насекомому преодолеть трудность запутанного пути и достичь цели. Так игра превращается в полезное упражнение. А если потом ребенок еще имеет возможность раскрасить героя маленького приключения, то это добавляет дополнительную мотивацию.

Примеры страниц из моей книги О. Наумова «Лабиринты для детей. Простой уровень 4+»

В книге 50 лабиринтов и все они различной структуры, формы и сложности.

Книга рекомендована детям с 4 лет. Но советую ориентироваться на своего ребенка. Задания построены по системе «от простого к сложному».

детские лабиринты распечатать

 


Лабиринты для младших школьников

Следующая книга О. Наумова «Лабиринты для детей. Средний уровень 7+» содержит лабиринты среднего уровня сложности и рекомендована детям с 7 лет. Хотя для первоклассников будет интересен и предыдущий вариант.

Лабиринты среднего уровня (их в книге тоже 50) уже удобно использовать не только для развития вышеперечисленных навыков и умений, но при совершенствовании техники чтения ребенка и развития навыков скорочтения. Для этого, напомню, ребенок проходит лабиринт только глазами, не используя палец или карандаш.

детские лабиринты распечатать

детские лабиринты распечатать

 


Для ребят еще постарше или же для тех, кому лабиринты среднего уровня даются уже легко, есть 50 достаточно сложных для прохождения лабиринтов. Они также разнообразной формы, структуры и все более усложняются к концу книги. Их вы найдете в книге О. Наумова «Лабиринты для детей. Сложный уровень 9+»

детские лабиринты распечатать

детские лабиринты распечатать

 


Работу с лабиринтами трудно переоценить. Лабиринты помогают сосредотачиваться, удерживать внимание и прекрасно тренируют память. В результате ребёнок становится более внимательным, ему становится легче  понимать прочитанное, проще найти ответы на вопросы, выделить главную мысль.

Рекомендую ознакомиться также со статьями:

Диагностика объёма внимания

Упражнения для развития внимания

Рассеянный ребёнок

 

С уважением, Ольга Наумова

 

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *