
Работа памяти начинается с восприятия информации. У детей лучше сформирован механизм запоминания эмоций и образов, чем слов и символов. Поэтому для детей так важна наглядность. Если учите с ребёнком стихотворение — найдите иллюстрацию, решаете задачу про машинки — выложите эти машинки на стол и т.д. Главное, чтобы ребёнок увидел и потрогал. Важно также знать, что у разных детей может главенствовать либо зрительная, либо слуховая, либо моторная память. В редких случаях ребёнок может обладать логической памятью.
Как тренировать память малыша? Лучше всего это можно сделать с помощью специальных игр.
Три предмета
Для игры выбирается ведущий. Отбирается 8-10 различных предметов. Закрыв предметы платком, ведущий вынимает предметы по одному в произвольном порядке, показывает играющим и тут же прячет обратно. Время от времени ведущий неожиданно спрашивает у любого игрока, какие три последних предмета он вынимал. Допустивший ошибку выбывает из игры. Если есть набор пластмассовых цифр или букв, то можно играть с ними.
Повтори
Игра рассчитана на двух участников. Один из участников составляет из счётных палочек или спичек какую-нибудь фигурку, показывает второму участнику и закрывает. Второму участнику нужно воссоздать в памяти эту фигуру и тоже выложить её из палочек. Усложнить игру можно, если запоминать сразу 2-3 фигурки.
Дверная скважина
Приготовьте для игры яркую картинку и белый непрозрачный лист бумаги вчетверо больше картинки. На листе сделайте отверстие в форме дверной скважины. Положите перед ребёнком картинку и объясните, что картинку можно рассматривать только через отверстие, постепенно передвигая его. Затем предложите ребёнку рассказать, что изображено на картинке.
Повторяй-ка
Дети становятся в одну линию. По жребию или считалке выбирают первого участника. Он становится лицом ко всем и выполняет какое-либо движение, например: хлопок в ладоши, прыжок на одной ноге, поворот головы, поднятие рук и т. д. Затем он встает на свое место, а на его место становится следующий игрок. Он повторяет движение первого участника и добавляет свое. Третий игрок повторяет два предыдущих жеста и добавляет свое, и так по очереди делают остальные участники игры. Когда вся команда закончит показ, игра может идти по второму кругу. Игрок не сумевший повторить какой-либо жест, выбывает из игры.
Найди сам
Для игры необходимо склеить не менее 6-8 коробков из-под спичек, поставив их друг на друга. В разные отделения прячут различные пуговицы. Ребёнок должен вспомнить и назвать, где какая пуговица находится. Игру можно усложнить, если вернуться к спрятанным пуговицам через 1-2 часа или на следующий день.
Я — фотоаппарат
Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д. Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.
Бабушка укладывает чемодан
Начинают игру словами «Бабушка укладывает в чемодан…» и называется любой предмет. Следующий участник игры говорит ту же фразу, называя уже предмет первого участника и добавляя свой и т.д. Первым из игры выбывает тот, кто не сможет повторить предметы в нужном порядке или потеряет какой-либо предмет. Малышам игру можно упростить, если положить перед ними те предметы, которые кладутся в чемодан. Эта игра также очень полезна для развития внимания.
Хорошо развивает память ребёнка заучивание стихотворений. Не стоит пренебрегать также играми и упражнениями на развитие внимания. Очень полезно будет подключить занятия по развитию межполушарных взаимодействий, а также необходимо развивать наглядно-образное мышление. Обладать хорошей памятью очень важно не только для успешного обучения ребёнка в школе, но и для жизни.
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!