Игры для тренировки памяти – НАУМЁНОК

Игры для тренировки памяти

игры для тренировки памяти

Работа памяти начинается с восприятия информации. У детей лучше сформирован механизм запоминания эмоций и образов, чем слов и символов. Поэтому для детей так важна наглядность.

Если учите с ребёнком стихотворение — найдите иллюстрацию, решаете задачу про машинки — выложите эти машинки на стол и т.д. Главное, чтобы ребёнок увидел и потрогал. Важно также знать, что у разных детей может главенствовать либо зрительная, либо слуховая, либо моторная память. В редких случаях ребёнок может обладать логической памятью.

Как тренировать память ребенка?

Лучше всего это можно сделать с помощью специальных игр.

 

Игра «Три предмета»Тексты для списывания 3 класс

Для игры выбирается ведущий. Отбирается 8-10 различных предметов. Закрыв предметы платком, ведущий вынимает предметы по одному в произвольном порядке, показывает играющим и тут же прячет обратно. Время от времени ведущий неожиданно спрашивает у любого игрока, какие три последних предмета он вынимал. Допустивший ошибку выбывает из игры. Если есть набор пластмассовых цифр или букв, то можно играть с ними.


Тексты для списывания 3 классИгра «Повтори»

Игра рассчитана на двух участников. Один из участников составляет из счётных палочек или спичек какую-нибудь фигурку, показывает второму участнику и закрывает. Второму участнику нужно воссоздать в памяти эту фигуру и тоже выложить её из палочек. Усложнить игру можно, если запоминать сразу 2-3 фигурки.

 


Игра «Дверная скважина»Тексты для списывания 3 класс

Приготовьте для игры яркую картинку и белый непрозрачный лист бумаги вчетверо больше картинки. На листе сделайте отверстие в форме дверной скважины. Положите перед ребёнком картинку и объясните, что картинку можно рассматривать только через отверстие, постепенно передвигая его. Затем предложите ребёнку рассказать, что изображено на картинке.

 


Тексты для списывания 3 классИгра «Повторяй-ка»

Дети становятся в одну линию. По жребию или считалке выбирают первого участника. Он становится лицом ко всем и выполняет какое-либо движение, например: хлопок в ладоши, прыжок на одной ноге, поворот головы, поднятие рук и т. д. Затем он встает на свое место, а на его место становится следующий игрок. Он повторяет движение первого участника и добавляет свое. Третий игрок повторяет два предыдущих жеста и добавляет свое, и так по очереди делают остальные участники игры. Когда вся команда закончит показ, игра может идти по второму кругу. Игрок не сумевший повторить какой-либо жест, выбывает из игры.

 


Игра «Найди сам»Тексты для списывания 3 класс

Для игры необходимо склеить не менее 6-8 коробков из-под спичек, поставив их друг на друга. В разные отделения  прячут различные пуговицы. Ребёнок должен вспомнить и назвать, где какая пуговица находится. Игру можно усложнить, если вернуться к спрятанным пуговицам через 1-2 часа или на следующий день.

 


Тексты для списывания 3 классИгра «Пуговки»

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки.
Начинающий игру выставляет на своем поле 1 или несколько пуговиц. Второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Эту же игру можно использовать в работе на развитие внимания, пространственного восприятия и мышления.

Игры для тренировки памяти

Поле для игры в пуговицы 


Игра «Я — фотоаппарат»Тексты для списывания 3 класс

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д. Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

 


Тексты для списывания 3 классИгра «Бабушка укладывает чемодан»

Начинают игру словами «Бабушка укладывает в чемодан…» и называется любой предмет. Следующий участник игры говорит ту же фразу, называя уже предмет первого участника и добавляя свой и т.д. Первым из игры выбывает тот, кто не сможет повторить предметы в нужном порядке или потеряет какой-либо предмет. Малышам игру можно упростить, если положить перед ними те предметы, которые кладутся в чемодан. Эта игра также очень полезна для развития внимания.

 


Игра «Попугайчик»Тексты для списывания 3 класс

Играет взрослый и ребенок.

1 этап игры

В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, ко­торый умел повторять все звуки. Попробуй повторить за мной непонятные звуки, как это делал попугайчик:

Здесь можно использовать слоги, постепенно увеличивая их количество после того, как ребенок повторит.

Например:

  • ма -де
  • ма-де-пи
  • ма-де-пи-ро
  • ма-де-пи-ро-ля и т.д.

 

2 этап игры

Попугайчик научился не только повторять звуки, но даже запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов. Взрослый называет 6-10 понятных ребенку слов.

3 этап игры

Используем двустишия, четверостишия. Можно использовать загадки или доскажи словечко.

Например:

В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала-…(шишка)

В библиотеке взяли том,
Зимой ребята лепят-…(ком).

Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много-…(дыр).

Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный …(гул).

Живёт у фермера баран,
В пустыне бегает-…(варан).

Пишет маме письмо дочка,
В конце рассказа стоит-…(точка).

Портной выбрал красный шёлк,
Значит, знает в моде…(толк).

На берегу лежала гайка,
Рыбёшку утащила-…(чайка).

Дымится в миске кашка,
С чаем стоит -…(чашка).

Было в сказке очень худо,
Пока не появилось-…(чудо).

В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский …(жук).

Было мишке мёду мало,
Пчёлка показала …(жало).

В малиннике медведь бурчал,
Рядом с ним ручей…(журчал).

Ребятня каникул ждёт-
Лето красное …(идёт).

Разновидность этой игры с развитием логического мышления.

Когда попугайчик научился запоминать слова, то ему за­хотелось подсказывать нужные слова своим друзьям.
Я сейчас буду говорить начало предложения, а ты его бу­дешь его повторять и заканчивать. Например: лимон кислый, а сахар сладкий.

Днем светло, а ночью(ребенок отвечает). Ходишь ногами, а бросаешь(ребенок отвечает). Девочки вырастают и становятся женщинами, а маль­чики(ребенок отвечает). У птицы перья, а у рыбы(ребенок отвечает).


Тексты для списывания 3 классИгра «Телефон»

В игре участвуют не менее трех игроков. Словесное сообще­ние передается друг другу, пока оно не вернется к первому иг­року. Сообщение может состоять из одного слова, постепенно превращаясь в длинное предложение.

 

 


Игра «Помогатор»Тексты для списывания 3 класс

Используем прием мнемотехники.

Попросите ребенка последовательно представить, что у него:

1) на голове растет ромашка,
2) на лбу сидит стрекоза,
3) на носу свернулся клубочком маленький мышонок,
4) изо рта торчит морковка,
5) вокруг шеи обмотаны камыши,
6) на плечах прыгает котёнок,
7) на поясе облака,
8) в задних карманах брюк лежит котлета,
9) колени измазаны вареньем,
10) вместо кроссовок скорлупа грецкого ореха.

Когда описываете это, то не просто быстро проговорите, а попросите представить.

Спросите какого цвета стрекоза, теплая ли котлета и пр.

Включите все чувства ребенка. Делайте небольшую паузу между описанием. Дайте время вообразить и почувствовать услышанное.

После описания спросите:

— что было у тебя на голове?
— а на лбу?
— на носу?…
-…
— а на ногах?

Задайте все 10 вопросов. В ответ вы должны услышать список из слов: ромашка, стрекоза, котенок и т.д.

Если ребенок даст 8 ответов, то это просто замечательно.

Если нет, значит с первого раза не удалось включить воображение малыша или он отвлекся в какой-то момент. Тренируйтесь еще, в другой день! И у вас точно получится.

Для детей 4 лет нормально запоминать 4-6 несвязных между собой слов, семилетки могут запомнить уже до 8 слов. С помощью мнемотехник даже малыши запоминают до 20 слов.


Тексты для списывания 3 классИгра «Беру и помню»

В игре у каждого игрока 2 задачи:

— беря что-то из рук другого, говорить «беру»,

— следить за всеми игроками, если кто-то забыл сказать «беру», воскликнуть «помни»

Кто первым «поймал» другого на забывчивости, тот выиграл.

Игра может длится от 5 минут до нескольких дней в зависимости от внимательности и «прокаченности» игроков.

Игра отлично тренирует внимание, память, умение не упускать из вида задачу, выполняя бытовые дела, добавляет элемент доброго соревнования в жизнь семьи.


Учим стихиТексты для списывания 3 класс

Хорошо развивает память ребёнка заучивание стихотворений.

А вы знаете секрет быстрого запоминания стихотворений?

Чтобы выучить быстрей, нужно:

— сначала пару раз стихотворение прочитать целиком,
— затем заучить отдельные его части,
— потом снова повторить целиком 2-3 раза.

Откуда такой алгоритм? Из экспериментов ученых-психологов.

При повторении ученикам стиха по алгоритму выше, они запомнили стихотворение за 9 повторений. Когда заучивали стих целиком, то выучили за 14 повторений. Самые плохие результаты показало заучивание частями — 16 повторений.

Попробуйте!


Не стоит пренебрегать также играми и упражнениями на развитие внимания. Очень полезно будет подключить занятия по развитию межполушарных  взаимодействий, а также необходимо развивать наглядно-образное мышление. Обладать хорошей памятью очень важно не только для успешного обучения ребёнка в школе, но и для жизни.

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ И ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УСПЕШНОЙ УЧЕБЫ ЖДУТ ВАС В КНИЖНОЙ ЛАВКЕ

 

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.