Как развить логику

Способы развития логического мышления

Дошкольник, в процессе развития, приобретает различные умения, знания и навыки, которые становятся для него надёжным фундаментом успешного обучения в школе. Одним из важнейших приобретённых навыков является логическое мышление.

Ребёнок с развитым логическим мышлением заметно отличается среди сверстников — ему гораздо легче учиться, ориентироваться в различных ситуациях, решать различные школьные и жизненные задачи.

Содержание:

  1. Что же даёт ребёнку развитая логика?
  2. Как развить логику ребёнка? 
  3. Игры со словами 
  4. Игры с образами 
  5. Аналогии
  6. Настольные игры
  7. Работа с закономерностями
  8. Конструирование

Что же даёт ребёнку развитая логика?

Ребёнок с развитым логическим мышлением обладает способностью анализировать предметы, сравнивать и обобщать их, подвергать классификации и выстраивать систематизированные по определенным признакам ряды предметов и т.д.

Кроме этого  умение мыслить логически включает в себя:

Также происходит развитие коммуникативных навыков, таких как:

  • уверенность в себе;
  • уважение другой точки зрения;
  • помощь и поддержка слабым сверстникам;
  • ответственность за порученное дело.

Дети с развитым логическим мышлением очень активны и жизнерадостны, интересуются любыми событиями, происходящими вокруг. Обучение в школе не отягощает их. Они легко справляются с дополнительными нагрузками. Такие дети чаще оказываются в ситуации успеха.

Ребёнку, который не владеет навыками логического мышления, будет труднее усваивать новый материал, он не сможет грамотно использовать полученные знания в процессе решения практических задач. Решение каждой учебной задачи будет отнимать у него массу сил и энергии, ослабляя его физическое состояние и отбивая желание учиться. Всё это негативно сказывается не только на школьных оценках, но и влечет за собой снижении у ребёнка самооценки.

Делая вывод, можно с уверенностью сказать, что если мы хотим, чтобы наши дети были активны и успешны, необходимо развивать логическое мышление,  начиная с дошкольного возраста!

Как же развить логику ребёнка?

Возможно несколько интересных вариантов тренировки логики у дошкольников и младших школьников. Можно чередовать различные занятия, чтобы тренировать различные виды мышления:

Как развить логику

Игры со словами

Игры со словами — очень простой и доступный способ развивать у ребёнка логическое мышление, расширить кругозор и, конечно же, увеличить словарный запас. Выбирайте игры, которые учат выделять аналогии, обобщать, распределять предметы и явления по группам, проводить логические связи.

  • Играйте в ассоциации. Называйте предмет и предлагайте назвать похожий. Спрашивайте, почему ребёнок его выбрал, какие схожие черты нашёл.
  • Придумывайте новые концовки или начало для известных сказок.
  • Играйте в рифмовки.
  • Сочиняйте истории, стихи вместе: кто-то начинает одну строчку — другой продолжает по смыслу.
  • Научите ребёнка составлять синквейны;
  • Играйте в «да-нетки»: загадывайте предмет, явление или персонажа и предлагайте ребёнку отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».

Игры с образами

Дети в большинстве своём — визуалы, поэтому им нравятся игры с картинками, образами. Занятия с использованием карточек, бумаги и ручки стимулируют развитие образно-логического мышления.

Вот несколько идей для активностей этого типа:


Аналогии

Задания на нахождение смысловых связей трудно выполнять детям с плохо развитым логическим мышлением и маленьким словарным запасом. Одновременно выполнение подобных упражнений будет способствовать и обогащению словаря ребёнка, и развитию логики.

Как выполнять?
Надо выявить отношения между первыми двумя словами. Затем во второй паре найти аналогичную связь.

Например: пятница/воскресенье, вторник/ (среда, четверг, суббота, воскресенье)

Разбираем: «пятница — воскресенье» какая связь? Это дни недели, идущие через день. Во второй паре к слову «вторник» подойдёт «четверг». Он тоже приходит через день после вторника.

Бежать/ стоять 
Кричать/(Вопить, орать, ученик, звать, молчать)

Театр/ зритель 
Библиотека/ (Слушатель, книги, стеллажи, читатель) 

Железо/ кузнец 
Дерево/ (Стол, шкаф, столяр, доска, рубанок)

Ель/ стол 
Дуб/ (Дерево, доски, шкаф, пила, шлифовальная машинка)

Пароход/ пристань 
Поезд/ (Проводник, рельсы, купе, вокзал, вагон) 

Машина/ мотор 
Яхта/ (Море, парус, капитан, палуба, рулевой) 

Глаза/ очки 
Нога/ (Ходьба, обувь, костыль, перевязка, носки) 

Паровоз/ вагоны 
Конь/ (Копыта, телега, скачки, дорога) 

Иголка/ острие 
Бритва/ (Парикмахер, лезвие, борода, усы, лицо) 

Музыка/ оркестр 
Пение/ (Песня, хор, музыкальная школа, певец) 

Коровы/ стадо 
Волки/ (Нападение, охота, стая, серые, вожак) 

Рожь/ поле 
Яблоня/ (Яблоки, урожай, сад, садовник, сок) 

Гора/ пещера 
Дерево/ (Сад, дупло, лес, ветки, ствол) 

Дом/ этажи 
Лестница/ (Дом, перила, ступени, ходить, подъём) 

Число/ цифры 
Слово/ (Листы, книга, тетрадь, буквы, чтение)

Болезнь/ лечение 
Поломка/ (Машина, мотор, ремонт, слесарь, автомойка) 

Прохлада/ мороз 
Голубой/ (Синий, небо, фиолетовый, красный) 

Враг/ недруг 
Рынок/ (Покупатель, базар, прилавки, продавцы) 

Малина/ ягода 
Математика/ (Учебник, учёный, наука, ученик, школа) 

Растение/ семя 
Утка/ (Птица, пруд, утята, крякает, яйцо)

Год/ весна 
Жизнь/ (Человек, юность, длинная, весёлая) 

Глава/ книга 
Квартира/ (Новая, балкон, трёхкомнатная, дом) 

Голод/ тощий 
Труд/ (Тяжёлый, усталый, в поле, на заводе) 

Фильм/ экран 
Опера/ (Занавес, театр, сцена, артисты, оркестр) 

Понедельник/ вторник 
Воскресенье/ (Неделя, понедельник, календарь, суббота, послезавтра) 

Вторник/ четверг 
Воскресенье/ (Среда, вторник, пятница, вечер) 

Утро/ ночь 
Зима/ (Весна, осень, год, лето, неделя) 

Шар/ круг 
Куб/ (Фигура, квадрат, кирпичик, конструктор) 

Коза/ животное 
Хлеб/ (Печка, пища, форма, тесто, булка) 

Голос/ эхо 
Лицо/ (Отражение, зеркало, чистое, красивое)


Настольные игры

Шашки, шахматы, игры на бумаге в клеточку, домино, лото — проверенные временем классические игры, которые всегда будут актуальными и подходят для семейного отдыха. Они учат не только побеждать, но и принимать поражения, развивают коммуникативные навыки.

Очень хорошая игра для этого «Волшебный мешочек». Она поможет ребёнку научиться угадывать предметы и игрушки на ощупь, по форме.

Игры для развития мышления детей


Работа с закономерностями

Закономерность может быть скрыта в рисунках, между числами, буквами, любыми элементами ряда.

Чтобы научиться правильно находить закономерность действуем по следующему алгоритму:

  • Внимательно смотрим на ряд чисел, фигур, животных, предметов.
  • Пробуем догадаться, на чем основана закономерность – по какому правилу расположены элементы.
  • Пробуем определить тип закономерности.
  • Проверяем наши предположения одно за другим, чтобы увидеть какое правило соблюдается.
  • Убедившись, что «задуманное» правило соблюдается, мы сможем точно назвать следующие элементы ряда.

Примеры закономерностей с числами:

2, 5, 8, 11, 13, …

3, 4, 7, 8, 11, 12, …

99, 10, 88, 20, 77, …

4, 16, 5, 25, 6, …

Для детей 5-9 лет прекрасно подойдут раскраски с логическими закономерностями.  На сайте можно бесплатно скачать авторскую книгу «Логические коврики».

Логические коврики

Ольга Наумова

 


Конструирование

Игры с конструктором помогают развивать двигательные навыки, мелкую моторику и творческое мышление. Создание построек по схемам, воспроизведение задумок в реальности развивают пространственное и структурно-логическое мышление.

Хорошо бы находить время на совместные занятия с ребёнком и в таком формате. С помощью кубиков можно создавать очень занимательные задания.

Лего поможет изучить многие математические понятия.

Математика очень тесно связана с логикой, поэтому не забывайте о математических играх для детей.

Ну и, конечно же, игра Танграм — великолепно развивает логическое и пространственное мышление детей.

 

У всех детей вызывает восторг удивительный лист Мёбиуса.

Удивительный лист Мёбиуса


Логические задачи

Пожалуй, решение логических и нестандартных задач — самый действенный способ развития логики и мышления.

Примеры интересных нестандартных задач для младших школьников:

🌺Задача 1
Вася нашел на 36 грибов больше, чем Лена. По дороге домой сестра стала просить Васю: «Дай мне несколько грибов, чтобы у меня стало столько же грибов, сколько и у тебя!» Сколько грибов должен брат отдать Лене?
🌺Задача 2
На скотном дворе гуляют гуси и поросята. Петя сосчитал количество голов, их оказалось 30, потом сосчитал, сколько всего ног, их оказалось 84. Сколько гусей и сколько поросят было на скотном дворе?
🌺Задача 3
На поляне паслись ослы. К ним подошли несколько мальчиков. «Сядем на ослов по одному», — предложил старший. Двум мальчикам ослов не хватило. «Попробуем сесть по двое», — снова предложил старший. Тогда один осёл остался без седока. Сколько ослов и сколько мальчиков было на поляне?
🌺Задача 4
Сколько лет Ване? Когда Ваню спросили, сколько ему лет, он подумал и сказал: «Я втрое моложе папы, но зато втрое старше Серёжи». Тут подбежал маленький Серёжа и сообщил, что папа старше его на 40 лет. Сколько лет Ване?
🌺Задача 5 «Старинная задача». Для покупки порции мороженого Пете не хватает семи копеек, а Маше — одной копейки. Тогда они сложили все имевшиеся у них деньги. Но их тоже не хватило на покупку даже одной порции. Сколько стоила порция мороженого?
🌺Задача 6
Учитель задал на уроке сложную задачу. В результате количество мальчиков, решивших эту задачу, оказалось равным количеству девочек, её не решивших. Кого в классе больше: решивших задачу или девочек?

Решая логические задачи, ребёнок научится узнавать предметы по заданным признакам, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности.


Хороший результат также дают упражнения для развития межполушарных связей. Используйте различные способы. Развивать и тренировать логическое мышление можно и нужно по-разному. Все индивидуально. Но целенаправленное усилие, направленное на развитие логики, обязательно даст хорошие результаты. Желаю удачи!

С уважением, Ольга Наумова

 

Спасибо, что поделились статьей в социальных сетях!


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *