Карточки по русскому языку 1 класс

карточки по русскому языку 1 класс для индивидуальной работы школа россии

Научиться работать со своими орфографическими ошибками — необходимое умение для каждого ученика, который хочет быть грамотным и хорошо учиться. В этой статье приведены правила, алгоритмы и тренировочные упражнения для закрепления полученных знаний на уроках русского языка в посбукварный период.

Мало знать правило! Его нужно уметь применять на практике!!!

ПАМЯТКА

Как работать с орфографическими ошибками

  1. Если в слове пропущена, переставлена или не дописана буква, запиши это слово правильно, разделив его на слоги.
  2. Если допущена ошибка на правило, определи на какое. Вспомни это правило или посмотри его в учебнике.
  3. Запиши слово правильно, подчеркни одной чертой орфограмму и объясни графически её написание.
  4. Подбери 2—3 примера на то же правило и запиши эти слова.

Например:

  1. Допустим, ты пропустил ь в слове деньки. Записываешь это слово правильно, деля его на слоги: день-ки.
  2. Допустим, ты написал с маленькой буквы название города. Вспоминаешь правило: названия городов пишутся с большой буквы. Записываешь слово правильно, рядом пишешь 2—3 своих примера и подчёркиваешь орфограмму: Москва, Тамбов, Ярославль, Самара.
  3. Допустим, ты сделал ошибку в слове сугроб: вместо б написал п. Вспоминаешь правило: чтобы проверить парный согласный на конце слова, нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный. Запи- сываешь слово правильно, пишешь проверочное слово. Подбираешь 2—3 своих примера: сугроб — сугробы, огород — огороды, гараж — гаражи.

Разберем все орфограммы 1 класса по русскому языку, а также выполним необходимые упражнения.

Мягкий знак на конце слова

Буква ь не обозначает звука.

Ь показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко: соль, тень, букварь.

Это простая орфограмма, но нужно отнестись к ней серьёзно. Мягкий знак на конце слова не только делает согласный звук мягким, он может полностью изменить значение слова, поменять часть речи и т.д.

Карточка 1

Измени слова так, чтобы на конце их был согласный мягкий звук.

Например: дал — даль

угол — …,  ел — …, кон — …, брат — … , дан — …, пар — … .


Карточка 2

Вставь подходящие по смыслу слова. Подчеркни мягкий знак на конце слова.

  • У Даши сильный____________.                           блины.
  • Определи___________арбуза.  Дождь шёл                      день.
  • — хищный зверёк.  Хорошо поёт школьный_____________.

Слова для справок: жарь, жар, вес, весь, хор, хорь.


Карточка 3

Спиши скороговорку, деля слова на слоги.

Сидят на пне тихонько опять пять опят, пять опёнков.



Мягкий знак в середине слова

Буква ь не обозначает звука.

Ь показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко: тюльпан, зорька, коньки.

Карточка 4

Измени слова так, чтобы выделенный согласный звук стал мягким.

Полка — …,  уголки — …, банка — …, галка — … .


Карточка 5

Вставь пропущенные буквы. Раздели слова для переноса.

пузыр..ки, огон..ки, ден…ки, тюл…пан, пен…ки, звер…ки, кон…ки, гор…кий, мален..кий.


Карточка 6

Измени слова по образцу. Раздели их на слоги.

слабый  —  сла-бень-кий, хороший — …, синий — …, малый — …, серый — …, белый — …, узкий — …, толстый — … .



Сочетания ЧК, ЧН, НЧ

В сочетаниях чк, чн, нч мягкий знак (ь) не пишется: кошечка, печник, кончик.

Карточка 7

Выполни задание по образцу. Подчеркни сочетаниячк. 

Туча — маленькая тучка. Облако — лёгкое… .Курица — пёстрая … . Ветка гибкая … .


Карточка 8

Запиши слова в три столбика (ЧК, ЧН, НЧ)

Снегурочка, одуванчик, птенчик, сказочный, цветочки, отлично, Ирочка, венчик, молочный, пончики, курочка.


Карточка 9

Допиши предложения, используя слова из упражнения.

(кто?)                        пьёт (какой?)                         коктейль. (кто?)                        — (какой?)                             персонаж.



Сочетание ЖИ — ШИ

ЖИ, ШИ всегда пиши с буквой И.

Карточка 10

Вставь пропущенные буквы. Раздели слова на 2 столбика и спиши.

Ж..знь, ж..р, пуш..нка, кувш..н, луж.., ш..рота, стриж.., камыши, лыж.., ш..пы, пуш..стый, чиж..к, душ..стый, ж..вотное, мыш.., чуж..е, снеж..нка, уш..б, друж..ть, ош..бка, ш..шка, верш..на.


Карточка 11

Напиши по образцу. Обозначь орфограмму.

Спелая груша — спелые груши,  белый ландыш — …,  весёлый чиж — …,  колючий ёж — …,  серая мышь — …, высокий камыш — …, быстрый стриж — …, большая лужа — … .


Карточка 12

Ответь одним словом. Спиши.

Что растёт на сосне? Ш…

Утром — завтрак, днём — обед, а вечером?

Как ещё называют дикую розу?

Какое длинношеее животное живёт в Африке?


Карточка 13

Вставь жи или ши.

  1. Ды.. полной грудью. 2. ..ла в мешке не утаишь. Клубника любит ..рную почву. 4. Данила сделал в диктанте одну о..бку. 5. У лисы ры..й пу..стый хвост. 6. В кув..не пенился ..пучий квас. 7. Я умею дру..ть.


Сочетания ЧА, ЩА

ЧА, ЩА всегда пиши с буквой А.

Карточка 14

  1. Запиши слово, в котором 2 слога, 4 буквы и есть сочетания и ЧА, и ЩА.
  2. Вставь ча или ща. Обозначь орфограмму.

Обещай, ов..рка, уда.., уго..й, кроль..та, защи..й, тыся.., ко..н, пло..дка, отве..й, ка..ет, сквор..та, зай..та, ..вель.


Карточка 15

Вставь пропущенные буквы.

Не трещ…т больше морозы. На стене висят ..сы .Солнце ярко освещ…ет землю. Оживает наша рощ… . Журч…т вовсю ручьи. Сегодня мы видели первого грач… . Прощ…й, зима! Мы встреч…ем долгожданную весну.


Карточка 16

Догадайся, какое слово пропущено. Напиши.

Удивляется наш Сашка:

— Блюдце есть, а где же                               ?

Плывёт по небу дождь плакучий.

Эта грозовая                          .



Сочетания ЧУ, ЩУ

ЧУ, ЩУ всегда пиши с буквой У.

Карточка 17

Вставь чу или щу. Обозначь орфограмму. Спиши.

Я тебя и.., кри.. .
Так тебя найти хо.. .
И я больще не вор.. .
Тихо так сижу. Мол.. .


Карточка 18

Вставь чу или щу. Обозначь орфограмму.

Мальчуган, ..ка, ..дак, ..кчи, ..пальца, коль..га, ..рилась, ..гун, .. десный, ..пать, ..вство, ..чело, ..лки.


Карточка 19

Что я делаю (сделаю)? Допиши слова. Вставь ЧУ или ЩУ:

И.. друга, вскипя.. чай, громко кри.., чполо.. бельё, опу..сь на дно, расчи.. двор, лихо прока.., вкручу лампу, начи.. до блеска, опла.. покупку, напу.. страху, нау.. читать, нато.. нож.., выу.. стихотворение.


Карточка 20

Произнеси скороговорку быстро и чётко. Выпиши слово с сочетанием щу и раздели его для переноса всеми возможными способами.

Не тот товарищи товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот товарищи товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.



Большая буква в именах, отчествах и фамилиях.

Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы: поэт Александр Сергеевич Пушкин

Карточка 21

Запиши полные имена.

Например: Даша — Дарья; Ваня — Иван.

Света, Андрюша, Ксюша, Илюша, Серёжа, Оля, Коля, Алёша Вика, Володя.


Карточка 22

Запиши фамилии писателей в алфавитном порядке. Подчеркни заглавную букву.

Чехов, Сутеев, Носов, Пришвин, Андерсен, Сладков, Пушкин, Чуковский, Бианки.


Карточка 23

Запиши своё полное имя (имя, отчество и фамилию). Если сможешь, то напиши имя, отчество и фамилию мамы и папы.



Большая буква в кличках животных

Все клички животных пишутся с заглавной буквы.

Карточка 24

Придумай и запиши клички животных.

Корова __________ , конь ___________ , коза _________ , поросёнок _________ , курочка _________ , хомяк _________ , попугай _________ , черепаха __________ .


Карточка 25

Подбери клички котятам.

У кошки Мурки родились пять чудесных котят. Мы дали им клички: … , … , … , … , … .


Карточка 26

В левый столбик выпиши клички собак, а в правый — клички кошек.

Барсик, Дружок, Трезор, Мурзик, Каштанка, Лайка, Васька, Пушок, Жучка, Мурка, Бобик, Шакира, Тузик.



Большая буква в названиях городах, деревень, сёл и рек.

Названия улиц, деревень, сёл, городов и рек пишутся с заглавной буквы.

Карточка 27

Вставь подходящие по смыслу слова.

Моя подруга Ксюша живёт в красивом городе … . Он расположен на реке … . Летом Ксюша уезжает к бабушке в деревню … . Там она купается в речке … , загорает.

Слова  для  справок: Санкт-Петербурге, Неве, Жуковку, Клязьме.


Карточка 28

Объедини слова в пары по смыслу и напиши через запятую.

Суздаль. Река. Садовая. Улица. Город. Деревня. Волга. Гавриловка.



Предлоги

Предлоги с другими словами пишутся раздельно: на  крыше, в  марте, под окном.

Как узнать предлог в предложении?

 Сравни:

В небе летали стрижи.

В голубом небе летали стрижи.

Между предлогом и именем существительным можно вставить другое слово:

в небе, в голубом небе

Карточка 29

Ссоставь и спиши предложения. Выдели предлоги.

по, от, бежит, полю, волка, заяц.
поляне, прыгали, в, на, лесу, белочки.
на, лошади, лугу, пасутся.
от, укрылись, деревом, дождя, девочки, под.
доме, мы, в, живем, кирпичном.


Карточка 30

Вставь между предлогом и именем существительным другое слово. Выдели предлоги.

Над цветами — над душистыми цветами. В кувшине —…  . Под сосной —… . За домом —. У колодца —… . На поляне —… . По улице —… . К маме — … . С сестрой — … .


Карточка 31

Выполни задание по образцу.

Молочные продукты — продукты из молока. Грибной суп — … . Земляничное варенье — … . Каменный дом — … . Овощной салат — … . Хрустальная ваза — … . Деревянные игрушки — … . Ягодный компот — … .



Парные согласные на конце слова

Чтобы проверить парный согласный на конце слова, нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный:

арбуз — арбузы, шарф — шарфы

Карточка 32

Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Сугро.. —…, жёлу…ь — …,  моро… — …,  шала… —…,  клю… —…,  гри.. — …, холо —…, ду.. — …, сторо.. —…, шка.. —…, жира.. —…, мы..ь —… .


Карточка 33

Вставь пропущенные буквы и закончи предложения.

  • Ду.. — это                                     .
  • Ястре.., стри.., голу..ь, лебе..ь, дроз.., чи.. — это                              .
  • Медве..ь и вол.. — это                             .
  • Морко..ь — это                                                .
  • Четвер.. — это                                                   .
  • Сель..ь, кара..ь, кар.., ёр.. — это                         .
  • Шка.. и комо.. — это                                   .
  • Дож..ь и сне.. — это                                       .
  • Люти.. и ланды.. — это                             .


Родственные слова

Слова, которые имеют одинаковый корень, называются родственными:

зелень, зеленый, зеленеть.

Не путай!!! Сад, садовник, садовый — это родственные слова, а в саду, садом, о саде — это формы слова сад.

Карточка 34

Зачеркни в каждой строке «лишнее» слово.

  • Голубь, голубка, голубика, голубятня.
  • Пятнышко, пять, пятно, пятнистый.
  • Оса, осина, осинка, осиновый.

Карточка 35

Выпиши сначала родственные слова, а затем формы слова облепиха.

Облепиха

Этот куст облепихи
И оранжев, и густ.
Облепихой облеплен
Облепиховый куст.

(Ю. Насимович)


Карточка 36

Вставь, где нужно, пропущенные буквы. Спиши.

МЕДВЕ…Ь

Пришла весна. Ст..ят отлич…ные солнеч…ные ден…ки. В л..су нач…л т..мнеть сне.. . На д..ревьях появилис… поч…ки. Вот под с..сной зашевелился сугро… . Выле.. медве…ь. Он зевнул, пот..нулся и заш..гал в чащ… леса. Какой он худой! Ещё осенью он лёг в берлогу и заснул. Шумела метел…, а косолапый крепко спал.



Безударные гласные в корне слова

Чтобы проверить  безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной:

травá— травы, снежо́к — снег, волнá— волны.

Карточка 37

Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова. Поставь ударение и подчеркни безударную гласную в корне слова.

Гл…за, п…роход, н…чной, в…лчонок, пл…хой, д…ждливый, тр…винка, п…левой, с…ва, с..харок, м…рской, пл…щадка, т…хонько, б…льчонок, м…довый, т…шина, ст…на, р…чной, м..ховой, см…яться, ц…почка, д…ревья.


Карточка 38

Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова. Поставь ударение и подчеркни безударную гласную в корне слова.

М…лыш, р…га, …зёрный, кр…ты, пов..р, м…стовая, хв…статый, п…стовой, к..лосья, дв..ровый, ст…рик, стр…ка, к…пьё, пл…ды, п…ляна, п..лезный, ств…лы, б…леет, ч…щоба, на кр…ю, с…довый.



Карточка 39

Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова. Поставь ударение и подчеркни безударную гласную в корне слова.

С…лонка, м…слёнка, пог…ворить, м…его, выс…та, к…роткий, вд…хнуть, з…вут, к…мок, ск..зать, спр…сить, к…льцо, п…стух, стр…на, г…лодный, др…жать, прик…зать, позв…нить, х..лодный, ст…рона, к…тёнок.



Полезные статьи для 1 класса

Диктанты 1 класс

Лента букв и звуков

Перенос слов. Карточки с заданиями.

Словарные слова 1 класс

Безударные гласные в корне слова:  карточки с заданиями

Парные согласные: карточки с заданиями

Тексты для списывания 1 класс

Тексты для проверки техники чтения в 1 классе

Как проверить технику чтения

Как улучшить технику чтения ребенка



Предлагаю также вам скачать тексты для улучшения техники чтения, развития речи, внимания и мышления ребенка.

Хорошая техника чтения и понимание прочитанного — залог успешной учёбы!

Профессиональный тренинг по скорочтению и развитию речи ребёнка. Задания тренинга великолепно работают и дают хорошие результаты.

Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.

Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.

Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Ольга Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи» скачать

Регулярно грамотно проверяйте скорость чтения своего ребёнка. И помните, что регулярные ежедневные занятия дадут самый заметный результат. Желаю удачи!

С уважением, Ольга Наумова

Заходите также в КНИЖНУЮ ЛАВКУ!

Как учиться лучше в школе

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *