Методы обучения чтению

Если раньше большинство детей шли в школу не умея читать, то в  настоящее время родители стараются все-таки, чтобы их малыш к первому классу уже имел некоторые читательские навыки. Кто-то обучает своего ребёнка самостоятельно, кто-то доверяет специалисту. Сейчас существует несколько зарекомендовавших себя методов обучения чтению. Нужно только выбрать тот, который лучше понимает ваш малыш.

Методы обучения чтению

Методы обучения чтению

Звуковой метод Эльконина-Давыдова

Это система обучения чтению, по которой, в основном, учат в школе. Она базируется на алфавитном принципе. В основе ее — обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, образующихся от слияния звуков, а потом к целым словам. Т.е. обучение проходит следующие этапы: «звук → буква → слог → слово → фраза → предложение».

Плюсы метода: 

  • Этот метод обычно используется для обучения чтению в школах, поэтому ребенку не придется «переучиваться».
  • Метод развивает фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению.
  • Подходит детям с задержкой речевого развития, может применяться параллельно с работой логопеда.
  • Учить ребенка читать по звуковому методу можно в любом удобном месте, некоторые упражнения можно выполнять даже на улице. Малыш с удоволь­ствием поиграет в словесные игры и дома, и на прогулке.

Минусы метода: 

  • Имеет возрастные ограничения. Это метод подходит детям, начиная с четырёхлетнего возраста.
  • Особое внимание нужно уделять пониманию прочитанного.

Метод обучения по кубикам Зайцева

Этот метод предполагает обучение чтению на основе складов. Склад — это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или одной буквы. Обучение чтению по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры в кубики.

Плюсы метода: 

  • Ребенок в игровой форме сразу запоми­нает склад, сочетание букв. Он не запинается и быстро осваивает чте­ние и логику построения слов.
  • На кубиках Зайцева есть лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке.
  • Система не привя­зана к определенному возрасту.
  • Занятия не занимают много времени, они проводятся в виде игры.
  • Кубики Зайцева развивают музы­кальный слух, чувство ритма, музыкальную память, мелкую моторику рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта.

Минусы метода:

  • Дети, выучившиеся читать данным методом, часто «проглатывают» окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе).
  • Детей приходится переучивать уже в первом классе, когда начинают проходить фонетический разбор слова. Ребенок может допускать ошибки при звуковом разборе.
  • Кубики (их 52) нужно покупать или же делать самостоятельно. При этом они недолговечны.

Методы обучения чтению

Обучение по карточкам Домана

Этот метод учит детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку несколько раз в день показывается определенное количество карточек с четким проговариванием слов. В итоге ребенок воспринимает и прочитывает слово сразу, и учится читать очень быстро и рано.

Плюсы метода:

  • Возможность обучать чтению почти с рождения.
  • Все обучение проходит в виде игры.
  • Отлично развивает память ребёнка.

Минусы метода:

  • Трудо­емкость процесса. Родителям придется напечатать огромное количество карточек со словами, а потом найти время, чтобы еще показывать их ребенку.
  • Дети, обучавшиеся по этой методике, потом испытывают трудности со школьной программой. У них чаще возникают про­блемы с грамотностью и разбором слова по составу.

Методика Марии Монтессори

По системе Монтессори малыши учатся сначала писать буквы с помощью вкладышей и контурных рамок и только затем изучают буквы. Дидактический материал состоит из букв, вырезанных из шероховатой бумаги и наклеенных на картонные таблички. Малыш называет звук (повторяет за взрослыми), а затем обводит контур буквы пальчиком. Далее дети учатся складывать слова, фразы, тексты.

Плюсы метода:

  • В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра.
  • Дети, учившиеся читать по методу Монтессори, очень быстро начинают читать гладко, без разделения слов на слоги.
  • Ребенок сразу приучается читать самостоятельно и про себя.
  • Упражнения и игры развивают аналитическое мышление, логику.
  • Многие монтессори-материалы не только учат читать, но развивают мелкую моторику – важный элемент общего развития интеллекта.

Минусы метода: 

  • Занятия трудновыполнимы в домашних условиях, так как требует колоссальных затрат времени для подготовки занятий и дорогостоящих материалов.
  • Громоздкость материалов и пособий: вам придется купить или сделать самим массу рамочек, карточек, книжечек и прочих элементов обучающей среды.
  • Методика рассчитана на занятия в группе детского сада, а не дома.
  • Мама в этой системе играет роль наблюдателя, а не учителя.

Упражнения по обучению чтению по методу Марии Монтессори

Методы обучения чтению

Методика Ольги Соболевой

Этот метод задействует оба полушария головного мозга. Изучая новую букву, ребенок познает ее через узнаваемый образ или персонажа. Главная цель метода – не столько научить читать, сколько научить любить читать. Все занятия построены в форме игры, поэтому обучение чтению проходит незаметно и увлекательно. В методике есть 3 потока информации: для визуалов, аудиалов и кинестетиков. Механическое запоминание сведено к минимуму, так как применяется ассоциативная методика запоминания.

Плюсы метода:

  • В результате такого способа чтения у детей уменьшается количество ошибок, развивается речь, расширяется словарный запас, активизируется интерес к творчеству, исчезает страх перед необходимостью письменного изложения мысли.
  • Правила, законы, упражнения выполняются легко и непроизвольно. Ребёнок учится концентрироваться и расслабляться, так как это полезно для усвоения новой информации.
  • Методика очень хорошо развивает воображение, фантазию, учит логически мыслить, развивает память и внимание.
  • Можно начинать учить в раннем возрасте.
  • Подходит для детей с различными каналами восприятия информации.

Минусы метода:

  • Нет привычной системы, для родителей, которым нужно, чтобы все было четко и последовательно.
  • Имеет возрастные ограничения. Метод целесообразно применять, когда малыш уже будет готов воспринимать слово не глобально, как в совсем раннем возрасте, а проявит интерес к отдельным составляющим изучаемых объектов. Как правило, это происходит около 3-4-х лет.

Ребусный метод обучения чтению

Метод построен на выделении из целых слов-картинок на слух первого звукового склада. И затем из этих складов получить и понять новое получившееся слово. Ребенок, не зная букв и не умея читать, ориентируется только на вслух произнесенные слова и звуки.

Плюсы метода:

  • Детей увлекают удивительные превращения одних слов в другие.
  • Не нужно объяснять ребенку, что такое звук, слог или звуковой склад.
  • Развивает внимание, умение сосредоточиться, отрабатывает постановку ударения.

Минусы метода:

  • Имеет возрастные ограничения. Это метод подходит детям, начиная с четырёхлетнего возраста.
  • Прежде чем приступать к самостоятельному обучению ребёнка, нужно тщательно изучить возможные ошибки и чётко понимать методику.
  • Трудо­емкость процесса. Родителям придется напечатать или купить огромное количество карточек.

Подводя итог, мы видим, что в настоящее время достаточно большой выбор методов обучения малыша чтению. В данной статье я постаралась рассмотреть наиболее известные из них. У каждого метода  есть свои достоинства и недостатки. То, что хорошо подошло одному ребёнку, совсем необязательно даст тот же результат у вашего малыша. Поэтому всегда будьте готовы к тому, что, возможно придется попробовать учить читать ребёнка различными методами. Некоторые дети легко начинают читать в 3 года, а некоторым эта наука с трудом даётся и в 7 лет. Экспериментируйте, пробуйте, ищите своё!

С уважением, Ольга Наумова

 

Спасибо, что поделились статьей в социальных сетях!


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *