Морфологический разбор существительного

морфологический разбор существительного 4 класс образец памятка с примером

Морфология — это раздел грамматики, в котором изучаются слова как часть речи.

Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в 3 группы:

  • Общее грамматическое значение;
  • Морфологические признаки данной части речи (род, число, падеж, время, лицо и т.д.);
  • Синтаксические признаки (роль слова в словосочетании и предложении).

русский язык 2 класс диктанты 3 четвертьВыполнить морфологический разбор — это значит охарактеризовать слово как часть речи.

русский язык 2 класс диктанты 3 четверть

В начальной школе учащиеся выполняют морфологический разбор трех основных частей речи: имени существительного, имени прилагательного и глагола.

В данной статье учимся выполнять морфологический разбор существительных.

Памятка морфологического разбора существительного

1. Часть речи. Начальная форма (единственное число, именительный падеж).

2. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное;
  • одушевлённое или неодушевлённое;
  • род;
  • склонение.

Непостоянные признаки:

  • падеж;
  • число.

3. Роль в предложении казать смысловой вопрос, который задаём к имени существительному. Определить, каким членом предложения является имя существительное).

Образец морфологического разбора существительного

Образец письменного разбора

Я вижу птицу в небе.

птицу

1.Птицу – сущ., Н.ф. – птица.

2. Пост. пр.: неодуш., нариц., ж.р., 1-е скл.;

Непост. пр.: ед.ч., В.п.

3. Вижу (кого?) птицу (второстепенный член предложения, дополнение).

Образец устного разбора

Я вижу птицу в небе.

птицу

1.Птицу — существительное, т.к. обозначает предмет.
Начальная форма — птица (единственное число, именительный падеж).

2. Постоянные признаки:
а) существительное нарицательное, т.к. называет одинаковые однородные предметы;
6) существительное одушевлённое, т.к. называет предмет живой природы;
в) существительное женского рода, т.к. можно подставить слова она, моя птица;
г) существительное первого склонения, т.к. имеет окончание -а и относится к женскому роду.

Непостоянные признаки:
а) существительное в форме винительного падежа, т.к. отвечает на вопрос: вижу (кого? что?) птицу;
6) существительное единственного числа, т.к. обозначает один предмет.

3.Вижу (кого?) птицу. Существительное птицу является в предложении второстепенный членом, дополнением.

Краткий морфологический разбор

Иногда встречается задание в котором необходимо сделать краткий морфологический разбор. Обычно он звучит, как написать морфологические признаки. В 4 классе дети должны указать 6 признаков. Тогда вариант выполнения выглядит так:

Птицу – сущ., неодуш., нариц., ж.р., 1-е скл., ед.ч., В.п.



русский язык 2 класс диктанты 3 четвертьУпражнения для тренировки

Выполни морфологический разбор всех имен существительных в предложении.

Ветер раскачивал деревья.

Ответ:
ветер

1.Ветер – сущ., Н.ф. – ветер.

2. Пост. пр.: неодуш., нариц., м.р., 2-е скл.;

Непост. пр.: ед.ч., И.п.

3. Ветер ( что делал?) раскачивал (главный член предложения, подлежащее).

деревья

1.Деревья – сущ., Н.ф. – дерево.

2. Пост. пр.: неодуш., нариц., ср.р., 2-е скл.;

Непост. пр.: мн.ч., В.п.

3. Раскачивал (что?) деревья (второстепенный член предложения, дополнение).


Выполни морфологический разбор всех имен существительных в предложении.

На фоне голубого неба краснели гроздья рябин.


Напиши морфологические признаки всех имен существительных в предложении.

Гуси и утки щипали траву около сарая.


В ВПР 4 класса по русскому языку есть задание 12, в котором нужно как раз написать морфологические признаки существительного.

ВПР по русскому языку 4 класс 2 часть задание 12  


Выпиши из (указан номер) предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи морфологические признаки одной из форм имени существительного (на выбор).


Учащимся необходимо найти нужное предложение, выписать все имена существительные вместе с предлогами и написать морфологические признаки одного из выписанных существительных.

Важные моменты! Иногда дети забывают выписать существительные вместе с предлогами, а за это уже снимаются баллы.

А также в данном задании не нужно выполнять полный морфологический разбор. Необходимо указать в строчку через запятую постоянные и непостоянные признаки.

Иногда в задании 12 конкретно прописываются признаки, которые необходимо указать.


Выпиши из (указан номер) предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).


Примеры задания 12 в ВПР по русскому языку 4 класс

Выпиши из 13-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

(13)Тут вступила в разговор сосулька, повисшая на еловой лапе.

1) формы имён существительных: (в) разговор, сосулька, (на) лапе;
2) морфологические признаки одной из форм, например:

(в) разговор – м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.;

или

сосулька – ж. р., 1-е скл., ед. ч., И. п.;

или

(на) лапе – ж. р., 1-е скл., ед. ч., П. п.


Выпиши из 11-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

(11)Новый транспорт специалисты назвали метрополитеном.

1)формы имён существительных: транспорт, специалисты, метрополитеном;
2) морфологические признаки одной из форм:

транспорт – м. р., 2-е скл., ед. ч., В.п.;

или

специалисты − м. р., 2-е скл., мн. ч., И. п.;

или

метрополитеном – м. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.


Выпиши из 9-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

(9)«Серебряную» воду используют космонавты в космических полётах.

1) формы имён существительных: воду, космонавты, (в) полётах;
2) морфологические признаки одной из форм:

воду – ж. р., 1-е скл., ед. ч., В. п.;

или

космонавты – м. р., 2-е скл., мн. ч., И. п.;

или

(в) полётах – м. р., 2-е скл., мн. ч., П. п.


Упражнения для отработки 12 задания ВПР по русскому языку 4 класс

Выпиши из предложений все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

Когда созревали одуванчики, у нас с братом была забава.

Ответ:
одуванчики – м. р., 2-е скл., мн. ч., И. п.;

(с) братом – м. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.;

забава – ж. р., 1-е скл., ед. ч., И. п.


При опоре на крепкий хвост ящерицы могут даже бегать на задних лапах.

Ответ:
Хвостом — м. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.;

врага — м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.;

(в) драке — ж. р.. 1-е скл., ед. ч., П. п.;

атаку — ж. р., 1-е скл., ед. ч., В. п.


Они станут большими, сильными птицами и вместе со своими родителями улетят на юг.

Ответ:
птицами – ж. р., 1-е скл., мн. ч., Т. п.;

(с) родителями – м. р., 2-е скл., мн. ч., Т. п.;

(на) юг – м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.


Лесник целый день бродил по лесу и знал каждое дерево на своём участке. 

Ответ:
лесник — м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.;

день — м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.;

(по) лесу — м. р., 2-е скл., ед. ч., Д. п.;

дерево — ср. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.;

(на) участке — м. р., 2-е скл., ед. ч., П. п.


Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она прекрасна в любой сезон. 

Ответ:
(с) ветвями – ж. р., 3-е скл., мн. ч., Т. п.;

(с) кроной – ж. р., 1-е скл., ед. ч., Т. п.;

(в) сезон – м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.


Если по камню сильно ударить молотком, то он не разобьётся и не даст трещин.

Ответ:
(по) камню — м. р., 2-е скл., ед. ч., Д. п.;

молотком — м. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.;

трещин — ж. р., 1-е скл., мн. ч., Р. п.


Десятилетний охотник забыл обо всём, кинулся в ледяную воду, поплыл за уткой и достал её.

Ответ:
охотник — м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.;

(в) воду — ж. р., 1-е скл., ед. ч., В. п.;

(за) уткой — ж. р., 1-е скл., ед. ч., Т. п.


Ёжик распрямился, встал на коротенькие лапки и быстро-быстро побежал под шкаф! 

Ответ:
ёжик – м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.;

на лапки – ж. р., 1-е скл., мн. ч., В. п.;

под шкаф – м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.


Человек издавна называл себя «царём природы», но, видно, не очень умело управлял он своим царством, раз нанёс ему такой ущерб.

Ответ:
человек — м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.

царём — м. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.

природы — ж. р., 1-е скл., ед. ч., Р. п.

царством — ср. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.

ущерб — м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.


Уже к полудню под ярким весенним солнышком лёд исчезает.

Ответ:
(к) полудню – м. р., 2-е скл., ед. ч., Д. п.;

(под) солнышком – ср. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.;

лёд – м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.


Однажды на рассвете меня разбудил голос брата.

Ответ:
(на) рассвете — м. р., 2-е скл., ед. ч., П. п.;

голос — м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.;

брата — м. р., 2-е скл., ед. ч., Р. п.


Вот возьмут муравьи личинку и поднесут её к краю листа снизу.

Ответ:
муравьи – м. р., 2-е скл., мн. ч., И. п.;

личинку – ж. р., 1-е скл., ед. ч., В. п.;

к краю – м. р., 2-е скл., ед. ч., Д. п.;

листа – м.р., 2-е скл., ед. ч., Р. п.


В журнал принёс свои стихотворения довольно известный поэт.

Ответ:
(в) журнал — м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.;

стихотворения — ср. р., 2-е скл., мн. ч., В. п.;

поэт — м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.


Эти лапы с крепкими пальцами помогают ему совершать высокие и быстрые прыжки.

Ответ:
лапы — ж. р., 1-е скл., мн.ч., И. п.;

(с) пальцами — м. р., 2-е скл., мн. ч., Т. п.;

прыжки — м. р., 2-е скл., мн. ч., В. п.


За кормой оставалась широкая полоса чистой воды. 

Ответ:
(за) кормой – ж. р., 1-е скл., ед. ч., Т. п.;

полоса – ж. р., 1-е скл., ед. ч., И. п.;

воды – ж. р., 1-е скл., ед. ч., Р. п


Чтобы в одежде рыцаря не было никаких щелей, она тоже должна была запахиваться слева направо. 

Ответ:
(в) одежде – ж. р., 1-е скл., ед. ч., П. п.;

рыцаря – м. р., 2-е скл., ед. ч., Р. п.;

щелей – ж. р., 3-е скл., мн. ч., Р. п.


А лиса, не переставая кричать, повела собаку подальше от норы, да там и замолчала.


Мне известны художники, которые пытались изобразить в красках северное сияние.


Но, как мы ни вглядывались, в ветках берёзы никакую кошку не увидели.


Осьминожек стал жить у меня в банке из-под варенья.



Подготовиться к ВПР по русскому языку в 4 классе также помогут статьи:

Ударение ВПР 4 класс

Однородные члены предложения

Диктанты 4 класс с грамматическими заданиями

В помощь в учёбе:

О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»

Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.

Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.

Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!

Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.

  • 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
  • Гарантированный результат после прохождения.
  • Лучшие приемы.
  • Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
  • Интересные тексты, написанные мастерами слова.
  • Легко распечатать.
  • Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
  • 180 страниц ценных упражнений.
  • Самые результативные приёмы.
  • 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.

Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:

  • Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
  • Развитие речи;
  • Увеличение скорости мышления;
  • Приобретение навыков осознанного чтения;
  • Развитие внимания;
  • Улучшение показателей в учёбе.

Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.

Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!

ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблицВесёлые стихи и массаж

слоговые таблицы для скорочтения


О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»

(не повторяют таблиц из подарка)

Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых  инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ

Вы получите:

  • готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
  • 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
  • профессиональную методику работы с таблицами.

Самые результативные методики  позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.

Ребенок получит:

  • улучшение навыков чтения;
  • повышение скорости чтения;
  • улучшение дикции;
  • понимание прочитанного;
  • развитие мышления и внимания;
  • расширение словарного запаса;
  • повышение уверенности в себе.

Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.

Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе!

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ

Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга!  Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.

В тренажере вы найдете:

  • 72 таблицы для занятий;
  • 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
  • Четкие и удобные инструкции;
  • Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.

Регулярные занятия позволят:

  • улучшить мышление и память;
  • сделать работу полушарий более слаженной;
  • развить внимание;
  • облегчить процесс чтения и письма;
  • повысить работоспособность;
  • выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
  • улучшить показания в учебе.

Кому необходим этот тренажер?

  • Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
  • Дошкольнику при подготовке к школе;
  • Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
  • Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
  • Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.

Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!

упражнения для развития межполушарного взаимодействия младших школьников

упражнения для развития межполушарного взаимодействия младших школьников


русский язык 2 класс диктанты 3 четвертьЗаходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

 

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Комментарии 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.