Наглядно-действенное мышление ребенка

Что такое наглядно-действенное мышление?

Наглядно-действенное или практическое мышление является наиболее ранним видом мышления человека. Согласно психологическим исследованиям, наглядно-действенная форма мышления особенно интенсивно развивается в раннем и младшем дошкольном возрасте.

Формирование наглядно-действенного мышления у ребенка начинается с практической деятельности. Зачатки этого вида мышления наблюдаются уже у полугодовалых детей.  Наглядно-действенное мышление проявляется у ребёнка, когда он строит домики из кубиков, собирает из деталей конструктора машины, разбирает на части игрушку, подбирает нужные детали по форме и размеру.

Наглядно-действенное мышление считается первым способом переработки полученной информации и особенно активно развивается у детей до 7 лет, когда они начинают объединять всевозможные объекты в одно целое, проводить их анализ и оперировать ими.

Как проверить развитие наглядно-действенного мышления у ребенка?

Предлагаю вам провести небольшое тестирование, чтобы проверить развитие наглядно-действенного мышления своего дошкольника.

Для этого сделаем несколько несложных, но интересных для ребенка, упражнений.

Вырежи по контуру

Для выполнения упражнения:

1. Распечатайте таблицу;
2. Разрежьте таблицу на 6 частей;
3. Дайте ребёнку удобные для него ножницы;
4. По очереди выдавайте ребёнку части для вырезания (они пронумерованы);
5. Задача ребёнка должен вырезать как можно быстрее и точнее.
наглядно-действенное мышление ребенка
Оценка результатов
10 баллов — все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.
8-9 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм.
6-7 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм.
4-3 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм.
2-3 балла — все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм.
0-1 балл — ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.
Выводы об уровне развития:

10 баллов — очень высокий
8-9 баллов — высокий
4-7 баллов — средний
2-3 балла — низкий
0-1 балл — очень низкий

Пройди лабиринт

В этом задании детям показывают лабиринт и  объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход — стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку карандаш, двигаясь по лабиринту, пройти его, как можно скорее, не касаясь стенок лабиринта.
диагностика наглядно-действенного мышления ребенка

Оценка результатов

10 баллов — задание выполнено ребенком меньше чем за 45 сек. При этом ребенок ни разу не коснулся палочкой стенок лабиринта.

8—9 баллов — задание выполнено ребенком за время от 45 сек до 60 сек, и, проходя через лабиринт, ребенок 1—2 раза дотронулся палочкой до его стенок.

6—7 баллов — задание выполнено ребенком за время от 60 сек до 80 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 3—4 раза коснулся его стенок.

4—5 баллов — задание выполнено ребенком за время от 80 сек до 100 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 5—6 раз дотронулся до его стенок.

2—3 балла — задание выполнено ребенком за время от 100 сек до 120 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 7—9 раз коснулся его стенок.

0—1 балл — задание выполнено ребенком за время свыше 120 сек или совсем не выполнено.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий
8—9 баллов — высокий
4—7 баллов — средний
2—3 балла — низкий
0—1 балл — очень низкий

Обведи контур

Эту диагностику можно провести 2 раза, используя разные рисунки.

Ребёнку показывают рисунок и объясняют, что задание заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках — образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.

диагностика наглядно-действенного мышления ребенкадиагностика наглядно-действенного мышления ребенка

 

 

 

 

 

 

Оценка результатов

Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания:

10 баллов — ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 сек, причем все линии прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам.

8—9 баллов — на выполнение задания ушло от 90 сек до 105 сек. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно.

5—7 баллов — на выполнения всего задания в целом ушло от 105 сек до 120 сек При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно.

4—5 баллов — на выполнение задания затрачено от 120 сек до 135 сек. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены не вполне точно.

2—3 балла — на выполнение задания ушло от 135 до 150 сек. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков; от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно.

0—1 балл — на выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно.

Выводы об уровне развития:

10 баллов — очень высокий
8—9 баллов — высокий
4—7 баллов — средний
2—3 балла — низкий
0—1 балл — очень низкий

Воспроизведи рисунки

Задание заключается в том, чтобы в специальных пустых квадратах, представленных справа, воспроизвести картинки, изображенные на этом же рисунке слева. Для этого ребенку дается фломастер темного цвета.

Нужно сказать ребёнку, чтобы он нарисовал точно такие же фигуры, которые имеются слева. Сделать это как можно аккуратнее, равномерно заштриховав все части, где имеются темные поля, не оставляя пустых участков и не выходя за пределы заданного контура.

На выполнение задания отводится 5 минут.

наглядно-образное мышление ребёнка

Оценка результатов

10 баллов — ребенок за 5 мин выполнил все задание, т. е. нарисовал в пустых матрицах все шесть фигур. При этом ни в одной из фигур не осталось пустых, не заштрихованных участков в тех местах, где штриховка должна была быть сплошной, а контуры фигур не более чем на 1 мм вышли за пределы заданных образцов.

8—9 баллов — ребенок справился с заданием за 5 мин. При этом в каждой фигуре остались незаштрихованными не более одного-двух участков, а контуры выполненных фигур не более чем на 1 мм отличаются от оригиналов.

5—7 баллов — ребенок выполнил задание за 5 мин, но в его работе имеется хотя бы один из следующих недочетов; почти в каждой фигуре есть от 3 до 4 незаштрихованных участков; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 1,5 мм.

4—6 баллов — ребенок за 5 мин смог заштриховать 4—5 фигур из шести, причем в каждой из них встречается хотя бы один из следующих недостатков: не менее одной пятой части ее площади осталось не заштриховано; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.

2—3 балла — ребенок смог за 5 мин заштриховать только 2—3 фигуры, и в каждой из них можно обнаружить хотя бы один из следующих недостатков; не менее одной пятой ее части осталось не заштриховано; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.

0—1 балл — ребенок за 5 мин смог заштриховать не более одной фигуры, и в ней имеется хотя бы один из следующих недостатков: площадь фигуры не менее чем на одну четверть не заштрихована; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 3 мм.

Выводы об уровне развития:

10 баллов — очень высокий
8—9 баллов — высокий
4—7 баллов — средний
2—3 балла — низкий
0—1 балл — очень низкий

Обычно наглядно-действенное мышление формируется у детей самостоятельно, но, если в результате диагностики ребёнок показал низкие результаты, то лучше потренировать данный вид мышления. Для этого очень полезна лепка из пластилина или глины, игра танграм, составление оригами, работа с конструкторами. Больше решайте головоломок, составляйте пазлы, научите ребенка играть в шахматы, играйте в игры на развитие мышления, делайте упражнения для развития межполушарных взаимодействий.

Скачать таблицы для диагностики наглядно-действенного мышления

С уважением, Ольга Наумова

 

Спасибо, что поделились статьей в социальных сетях!


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *