Словообразование у дошкольников

В дошкольном возрасте у детей ещё недостаточный речевой опыт. Упражнения на словообразование помогают ребёнку развить свою речь, обогатить словарный запас, освоить  грамматические правила и нормы родного языка.

Важно не упустить возможность работать над словообразованием в наиболее благоприятный для этого период — в дошкольном возрасте. Своевременная работа над словообразованием необходима  для формирования грамотного письма, развития мышления, внимания, интеллектуальных способностей.

словообразование у дошкольников

Игровые упражнения

Назови детёныша

У кошки — котёнок,

у собаки — щенок,

у белки — бельчонок,

у лошади — жеребёнок,

у коровы — телёнок,

у курочки — цыплёнок,

у овцы — ягнёнок и т.д.


Образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной формы существительных

ДОМ – домик, домище,

РЫБА — рыбка, рыбина,

САПОГИ — сапожок, сапожищи и т.д.


Назови профессии

С профессиями можно играть по-разному.

  1. Назвать профессию по описанию. Например, человек, который лечит людей — врач или доктор.
  2. Назвать профессию по предмету, который используется этим человеком. Например, ножницы — парикмахер или садовник. Хорошо, если ребёнок объяснит для чего и как используется данный предмет.
  3. Можно называть профессию, а ребенок показывает  действия, что делает данный человек:
    • Продавец
    • Водитель
    • Танцор
    • Рыбак
    • Футболист
    • Баскетболист
    • Штангист
    • Пловец
    • Певец и т.д.

 


Объясни название

Это очень полезное упражнение, расширяющее кругозор и развивающее не только речь, но и мышление, логику ребёнка. В упражнении могут быть использованы различные предметы, имена героев сказок, клички животных и т.д.

Например, конь Стрела, Незнайка, колокольчик, водопад, деревня Сосновка, маслёнок, шапка-невидимка, сахарница, сапоги-скороходы, подорожник и т.д.


Соедини два слова

Образование существительных путём сложения основ.

Сам летает – САМОЛЁТ, листья падают – ЛИСТОПАД…


Скажи по-другому

Ваза из стекла – стеклянная ваза,

дом из кирпича – кирпичный дом,

свитер из шерсти — шерстяной свитер,

чай из трав — травяной чай,

самолётик из бумаги — бумажный самолётик и т.д.


Кто как говорит?

Утка — крякает.

Корова — мычит.

Конь — ржёт.

Ворона — каркает.

Кошка — мяукает.

Собака — лает.

Воробей — чирикает.

Поросёнок — хрюкает и т.д.


Кто что делает?

Учитель – учит.

Строитель  — строит.

Врач — лечит.

Пожарный — …


Чтение текстов, содержащих пиктограммы

Если ребёнок пока не умеет читать, то взрослый читает текст, останавливаясь перед картинкой, которую озвучивает ребёнок. Такое упражнение развивает внимание ребёнка. После прочтения можно предложить ребёнку пересказать текст или задать ему вопросы по тексту.

словообразование у дошкольников

Скачать книгу бесплатно

О. Наумова Сказки с подсказкамиОбязательно найдите время для расширения речевого опыта вашего ребёнка. Некоторые из предложенных упражнений можно выполнять даже во время прогулки. Тексты с картинками  не просто облегчают чтение, развивают речь, но и вызывают интерес ребенка к книге.

Предлагаю вам также обратить внимание на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления малыша, которое также формируется в дошкольном возрасте.

С уважением, Ольга Наумова

 

Спасибо, что поделились статьей в социальных сетях!


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *