Словообразование у дошкольников

как развить речь у детей

В дошкольном возрасте у детей ещё недостаточный речевой опыт. Я уже писала статьи о различных приемах, позволяющих развить речь ребёнка. Это:

К этому списку хочется добавить упражнения на словообразование. Они помогают ребёнку развить свою речь, обогатить словарный запас, освоить  грамматические правила и нормы родного языка.

Важно не упустить возможность работать над словообразованием в наиболее благоприятный для этого период — в дошкольном возрасте. Своевременная работа над словообразованием необходима  для формирования грамотного письма, развития мышления, внимания, интеллектуальных способностей.

Игровые упражнения для развития речи ребенка

Назови детёныша

У кошки — котёнок,

у собаки — щенок,

у белки — бельчонок,

у лошади — жеребёнок,

у коровы — телёнок,

у курочки — цыплёнок,

у овцы — ягнёнок и т.д.


Образование уменьшительно — ласкательной и увеличительной формы существительных

ДОМ – домик, домище,

РЫБА — рыбка, рыбина,

САПОГИ — сапожок, сапожищи и т.д.


Назови профессии

С профессиями можно играть по-разному.

  1. Назвать профессию по описанию. Например, человек, который лечит людей — врач или доктор.
  2. Назвать профессию по предмету, который используется этим человеком. Например, ножницы — парикмахер или садовник. Хорошо, если ребёнок объяснит для чего и как используется данный предмет.
  3. Можно называть профессию, а ребенок показывает  действия, что делает данный человек:
    • Продавец
    • Водитель
    • Танцор
    • Рыбак
    • Футболист
    • Баскетболист
    • Штангист
    • Пловец
    • Певец и т.д.

 


Объясни название

Это очень полезное упражнение, расширяющее кругозор и развивающее не только речь, но и мышление, логику ребёнка. В упражнении могут быть использованы различные предметы, имена героев сказок, клички животных и т.д.

Например, конь Стрела, Незнайка, колокольчик, водопад, деревня Сосновка, маслёнок, шапка-невидимка, сахарница, сапоги-скороходы, подорожник и т.д.

словообразование у дошкольников


Соедини два слова

Образование существительных путём сложения основ.

Сам летает – САМОЛЁТ, листья падают – ЛИСТОПАД…


Скажи по-другому

Ваза из стекла – стеклянная ваза,

дом из кирпича – кирпичный дом,

свитер из шерсти — шерстяной свитер,

чай из трав — травяной чай,

самолётик из бумаги — бумажный самолётик и т.д.


Кто как говорит?

Утка — крякает.

Корова — мычит.

Конь — ржёт.

Ворона — каркает.

Кошка — мяукает.

Собака — лает.

Воробей — чирикает.

Поросёнок — хрюкает и т.д.


Кто что делает?

Учитель – учит.

Строитель  — строит.

Врач — лечит.

Пожарный — …


Чтение текстов, содержащих пиктограммы

Если ребёнок пока не умеет читать, то взрослый читает текст, останавливаясь перед картинкой, которую озвучивает ребёнок. Такое упражнение развивает внимание ребёнка. После прочтения можно предложить ребёнку пересказать текст или задать ему вопросы по тексту.

Предлагаю вам замечательную добрую книгу, которая как раз содержит рассказы в которых некоторые слова заменены расунками.

Ольга Наумова «Читаем с радостью»

Авторские рассказы и сказки с заданиями для чтения и пересказа.

Замечательная красочная книга с добрыми рассказами и сказками.
Некоторые слова в текстах заменены маленькими рисунками.
К каждому тексту даны развивающие задания.

Что может быть приятнее, чем интересное и близкое общение с ребёнком? Совместное чтение — как раз один из инструментов, дарующий волшебные минуты радостного времяпровождения.

С текстами можно работать по~разному.
Если малыш пока не умеет читать, то читайте ему слова, останавливаясь каждый раз на картинке, которую он с удовольствием озвучит вам. Это очень эффективный прием в обучающем процессе. Ребенок слышит и усваивает правильную интонацию, произношение, ударение.

Читающие дети могут прочесть самостоятельно. Присутствующие картинки снимут напряжение, которые обычно испытывают начинающие читатели, а также облегчат процесс понимания прочитанного.
Все тексты очень удобны для пересказа.

Рассказы и сказки сопровождаются заданиями. Все они направлены на развитие способностей ребенка:

  • внимания;
  • речи;
  • мышления;
  • памяти;
  • расширения кругозора;
  • мелкой моторики руки и т.д.

Книга будет интересна дошкольникам и ученикам 1 класса. Тексты разного уровня сложности.

тексты с картинками вместо слов для детей

тексты с картинками вместо слов для детей

Страничка из книги.

как развить речь у детей

 

Обязательно найдите время для расширения речевого опыта вашего ребёнка. Некоторые из предложенных упражнений можно выполнять даже во время прогулки. Тексты с картинками  не просто облегчают чтение, развивают речь, но и вызывают интерес ребенка к книге.

Предлагаю вам также обратить внимание на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления малыша, которое также формируется в дошкольном возрасте.

Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

 

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

 

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *