
Задание №4 ВПР 4 класса по русскому языку «Поставь правильно ударение в словах» проверяет способность правильно ставить ударение в соответствии с орфоэпическими нормами. Выделить ударный слог в простых и знакомых словах не вызывает затруднений у учеников 4 класса. Ошибки появляются тогда, когда слово неправильно произносится в устной речи. Как ребенок привык говорить, так он и ставит ударение.
Содержание:
- О задании №4 ВПР по русскому языку 4 класс
- Как запомнить правильное ударение в трудных словах?
- Задания №4 ВПР по русскому языку 4 класс с ответами
- Орфоэпический словарь ударений для 4 класса
4 задание ВПР 4 класс русский язык
Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными. Так звучит формулировка задания №4 в ВПР 4 класса по русскому языку. Казалась бы все просто, но упражнение таит в себе некоторые «подводные камни».
Очень часто ребенок, да порой и взрослый человек, произнося те или иные слова, неправильно ставит ударение. Это происходит по ряду причин. Например, так говорят в семье или в том месте, где проживает человек, а может быть просто по привычке. Но какова бы не была причина, ребенок при написании работы ВПР по русскому языку, должен будет поставить правильное ударение в словах.
Как правило, в задании предлагается 4-5 слов. Если ребенок выполнит все задание верно, то получит 2 балла, при наличии 1 ошибки — 1 балл, наличие 2 и более ошибок обнуляет возможные баллы полностью.
Терять баллы никому не хочется, тем более на таком несложном задании. Поэтому необходимо выделить некоторое время на отработку данного упражнения. Дети достаточно быстро запоминают правильную постановку ударения и начинают выполнять это задание быстро и правильно.
Как запомнить правильное ударение в трудных словах
Для этого предлагаю использовать несколько простых, но эффективных приемов.
1.Объединяем похожие для запоминания слова в группы.
Например:
шарф — шАрфы, бант — бАнты, торт — тОрты, кран — крАны
водопровОд — трубопровОд — газопровОд — нефтепровОд
2. Составляем по 2-3 предложения со словами задания №4 с обязательной постановкой ударения и прочитыванием вслух составленных предложений.
Можно усложнить задание и использовать не одно, а 2-3 слова в одном предложении.
Ба́нты у Веры смотрелись краси́вее, чем у Нади.
Лидия Ивановна не звони́т, потому что очень занята́ доставкой то́ртов.
3. Составляем небольшой текст со словами задания №4 с обязательной постановкой ударения и прочитыванием вслух.
Это задание способствует также развитию речи и расширению кругозора ребенка.
Например, слово сИлос.
Си́лос — это сочный корм для сельскохозяйственных животных. Си́лос получают путём заквашивания измельчённой зелёной массы травянистых растений, пригодной для корма животных и птиц. Си́лос обладает высокими питательными свойствами, содержит много витаминов. Си́лос улучшает пищеварение, способствует усвоению других грубых кормов. Си́лос содержат в специальных си́лосных хранилищах. В них си́лос может не терять своих ценных свойств в течении нескольких лет.
Для использования этих двух приемов хорошо пользоваться орфоэпическим словарем ударений, составленным специально из слов, встречающихся в ВПР 4 класса. Он приводится в конце статьи. Видя перед собой все слова, ребенку удобнее будет выполнять задания. Особенно это будет полезно на этапе закрепления.
4. Делим все слова на 3 группы в зависимости от того, на какой слог падает ударение.
Эти памятки помогут запомнить правильную постановку ударения в словах.
5. Запоминаем правильное ударение с помощью стихов.
Свёкла плакать начала,
До корней намокла:
– Я, ребята не свекла,
Я, ребята, свЁкла.
(П. Синявский)
Сперва –
Их на кусочки режьте.
А следом –
Открывайте рты –
И с наслажденьем
ТОрты ешьте!
Ошибкой будет
Есть тортЫ!
(С. Белорусец)
Отлетела от костра
И погасла быстро –
Коль неверно, то искра,
Если верно – Искра!..
(С. Белорусец)
Он – начальник
И в момент
Нам подпишет докумЕнт.
Красит стены нам маляр.
Полки делает столЯр.
Для строителей в момент
Машина привезет цемЕнт.
Как работать неохота!
Одолела нас дремОта.
Вот – ведро,
Вот – мусор.
Вот – длинный
МусоропровОд.
Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый день.
Не расколется кремЕнь.
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный каталОг.
На полке сметана,
На полке творОг.
Хотел кот слизать,
Но достать он не смог.
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задалА…
(А. Пушкин)
Для приземленья попроси
Пилота выпустить шассИ.
(И. Агеева)
Солнце. Жарко. Привези
Нам для окон жалюзИ.
(И. Агеева)
Прежде чем дела кончать,
Нужно их сперва начАть.
(И. Агеева)
Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник бАнты.
Без талантов если ты,
Повяжи себе бантЫ.
(И. Агеева)
В тюрьме три года будет вор –
Судом объявлен приговОр.
(И. Агеева)
Тяжела была работа –
В теле всём теперь ломОта.
(И. Агеева)
Жалко весь, так дайте хоть
Кекса вашего ломОть.
(И. Агеева)
Не налезли шорты –
Долго ели тОрты!
Срубили ель,
Сорвали щавЕль.
Наша баба Фёкла
Красная, как свЁкла!»
Как у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы.
Я ужасно утомлённый –
Брат не спит новорождЁнный.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.
(И. Агеева)
6. Используем для запоминания ассоциации.
Для повышения эффективности рекомендую не давать детям готовых ассоциаций, а проделать это задание вместе с ними, где ученики сами подберут ассоциативные цепочки.
Например:
тУфля — вАфля
ракУшка — лягУшка
баловАть — воспитАть
столЯр — малЯр
щавЕль — газЕль
Задание 4 ВПР русский язык 4 класс
Варианты задания №4, встречающиеся в ВПР 4 класса за несколько прошедших лет.
Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Алфавит, брала, занята, километр.
Включит, ожила, поняла, арбуз.
Взяла, алфавит, документ, издавна.
Поняла, досуг, изредка, ворота.
Жаворонок, занята, квартал, сантиметр.
Принял, красивее, цемент, позвонят.
Брала, взяли, магазин, портфель.
Красивее, поняли, инструмент, столяр.
Ожил, досуг, звонишь, километр.
Средства, повторим, шофёр, приняли.
Щавель, положит, звоним, задаст.
Звонит, средства, начать, углубить.
Столяр, статуя, инструмент, квартал, нефтепровод.
Газопровод, жалюзи, избаловать, попила, цемент.
Ходатайствовать, договор, трубопровод, центнер, хвоя.
Алфавит, километр, крапива, магазин, процент.
Завидно, ожил, искра, кладовая, договор.
Туфля, торты, ненависть, ремень, бухгалтеры.
Кулинария, цемент, каталог, документ, премировать.
Сливовый, оптовый, краны, банты, перезвонит.
Шарфы, кухонный, туфля, звала, доверху.
Щавель, километр, понял, квартал.
Алфавит, банты, взяла, донельзя.
Средства, километр, звала, звонит.
Километр, ворота, цемент, поняла.
Взяла, досуг, понял, документ.
Жаворонки, занята, красивее, цемент.
Изредка, звонят, приняли, статуя.
Звонит, магазин, повторит, шофер.
Брала, положил, звонит, километр.
Каталог, банты, щавель, принял.
Начался, глубоко, кладовая, инструмент.
Августовский, взяла, брала, добыча.
Звонишь, столяр, щавель, проспала.
Медведями, звала, красивее, торты.
Цемент, звонить, столяр, повторим.
Красивее, портфель, хвоя, средства.
Магазин, начала, понял, портфель.
Брала, изредка, магазин, портфель.
Досуг, звонит, повторим, поняла.
Начала, брала, квартал, алфавит.
Издавна, занята, повторит, хозяева.
Словарь ударений для 4 класса
Адрес-адресА
алфавИт
арбУз
баловАть- баловАться
берЁста
библиотЕка
брАть – бралА – брАли
бухгАлтеры – бухгАлтеров
включИт
ворОта
гЕрб – гербЫ
глубокО
дАть – далА – дАли
дефИс
диалОг
диспансЕр
дирЕктор – директорА
джЕмпер
договОр – договОры
докумЕнт – докумЕнты
донЕльзя
досУг
жАворонок
ждАл – ждалА- ждАли
завИдно
задАст
зАнят – занятА – зАнято
зАпер – заперлА – зАперли
запломбировАть
звалА
Издавна
Изредка
инженЕр – инженЕры
инструмЕнт
каталОг
квартАл
киломЕтр – киломЕтры
кладовАя
клЕить – клЕю – клЕит
комбАйнер – комбайнЁр
кОмпас
компьЮтер (тэ)
конЕчно (шн)
крАны
крапИва
красИвее
магазИн
медвЕдями
мЕсяц — мЕсяцы
музЕй (з’)
монолОг
начАть — нАчал – началА – нАчали
нефтепровОд, газопровОд
нЕнависть
облегчИть – облегчИт
Ожил — ожилА
партЕр (тэ)
повторИть – повторИм
позвонИть – позвонИм – позвонЯт – звонИшь – звонИте.
положИть – положУ – полОжим — полОжит
понЯть – пОнял – понялА
портфЕль – портфЕли
премировАть
простынЯ – прОстыни
прИнял – принялА – прИняли
ремЕнь
сантимЕтр
свЁкла
свИтер (тэ)
сиротА – сирОты
срЕдство – срЕдства
стАтуя
столЯр – столярЫ
твОрог – творОг
тЕннис (тэ)
тОрт – тОрты
трАктор – тракторА
трамвАй
тУфля – тУфли
углубИть
фольгА
хвОя
хозЯин – хозЯева
хОчешь – хотИм – хотЯт
цемЕнт
шАрф – шАрфы
шоссЕ (сэ)
шофЁр — шофЁры
щавЕль
экспЕрт
Надеюсь, что данная статья была для вас полезна и понятна. Пишите комментарии.
Помогу с решением и подготовкой к ВПР по русскому языку вашему ребенку. Обращайтесь через форму обратной связи Контакты.
Также рекомендую:
Фонетический анализ слова (задание №5 ВПР по русскому языку 4 класс)
Разбор слов по составу (задание №11 ВПР по русскому языку 4 класс)
С уважением, Ольга Наумова
Заходите в Книжную лавку за полезными книгами!
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях.
К пункту 6: МАЛЯР-КАЛЬМАР, ТОРТЫ-КУРОРТЫ, ЗАНЯТА-ДОБРОТА))
Замечательно!
Отлично!
Большое спасибо.
Очень полезная информация
Пожалуйста!
Спасибо. Информация объёмная, интересная. Очень поможет мне для работы над ударением в словах.
Пожалуйста, Людмила!
Спасибо. Интересная информация. Многое взяла на заметку.
Благодарю!
Спасибо. Помогли мне выполнить домашку на 5. Мне нравится сайт.
Очень хорошо, Милана!
Здравствуйте! Постоянно захожу на ваш сайт. Я учусь в 4 классе. Мне очень помогает.
Здравствуй, Олеся! Я очень рада за тебя)