
Базу для умственной деятельности ребёнка создает связь между работой мозга, речью и мелкой моторикой рук. Эту связь можно развить с помощью специальных упражнений.
У детей развитие речевых навыков напрямую связано с развитием движений пальцев рук. Чтобы сделать руку твёрдой, а пальчики более умелыми и выносливыми, помогают следующие упражнения:
- штриховка;
- лепка;
- графические упражнения;
- игры с мелкими деталями (конструктор, мозаика).
Но, к сожалению, не всегда крепкая детская рука позволяет получить на практике идеальное письмо. Большую роль здесь играет развитие мозга ребёнка. Именно от этого:
- может страдать точность движения и координация;
- ребёнок не попадает в разлиновку;
- повторяет на письме буквы, слоги, слова;
- пропускает буквы при письме;
- путает буквы.
То есть у ребёнка недостаточно развита связь руки и головы. Развить внимание и улучшить работу мозга помогают специальные ритмичные упражнения. Они позволят скоординировать движения руки ребёнка, разовьют связь между полушариями мозга.
Как выполнять упражнения?
- Выполняйте сначала по одному упражнению, увеличивая его качество, скорость и сложность. Ускорение только после того, как ребёнок сможет удерживать медленный темп. Иногда на отработку одного упражнения может уйти несколько дней.
- Смысл упражнений заключается в ритмичной смене движения рук. Важно повторить последовательность несколько раз, не сбившись, как скороговорку.
- На первых порах можно помогать себе выполнять упражнения, проговаривая движения. Но в итоге упражнение должно выполняться молча.
В основном в упражнениях используется положения рук: кулак-ребро-ладонь.
Упражнения кулак — ребро — ладонь
Упражнение 1
Кулак-ладонь
Руки лежат на столе.
Приподнимаем обе ладошки и слегка стучим по столу, попеременно меняя положение правой и левой рук: одна ложится ладонью на стол, а другая кулачком.
Упражнение 2
Ладонь – ребро
Выполняется аналогично первому упражнению, только вместо кулачка ударяем по столу ребром ладони.
Упражнение 3
Кулак – ребро
Выполняется аналогично.
Упражнение 4
Кулак-кулак
Меняем положение кулачка:
- вертикально и горизонтально (т.е. кулачок на ребре ладони и пальцами прижат к столу);
- хлопки могут быть как ладонями, так и кулачками (можно чередовать);
- хлопки кулачками друг о друга сверху и снизу;
- хлопки кулачками со стороны больших пальцев рук, а потом со стороны мизинцев.
Усложнение упражнений:
- Когда упражнение будет уже достаточно хорошо получаться, то добавляем после каждой смены движения хлопок.
- Усложняем не только хлопками, но и еще поднятием большого пальца вверх в положении кулак.
- Усложняем изменением положения кулачка.
Упражнение 5
Ладонь – ребро – кулак
Это более сложное упражнение. К нему переходим только тогда, когда получаются первые четыре упражнения в различными усложнениями.
Чередуем удары по столу и не забываем менять положение правой и левой рук.
Как вы видите, ритмических упражнений можно придумать великое множество. Вы сами можете составлять последовательность и отрабатывать ритм вместе с ребенком.
Хочу также рассказать ещё о некоторых упражнениях для развития мозга.
Упражнение 6
Колечки
Ребёнок образует колечки, образованные за счет поочередного соединения кончиков большого и одного из четырех пальцев каждой руки — указательного, среднего, безымянного, мизинца и наоборот. Добиваемся быстроты и чёткости движения.
Упражнение 7
Рисуем в воздухе
Рисование в воздухе контуров геометрических фигур, предметов или графических дорожек. Усложняем упражнение, рисуя в воздухе одновременно обеими руками.
Упражнение 8
Вспомним игру в ладошки в которую мы играли в детстве. Это веселое и очень полезное для развития мозга упражнение.
Его вы можете использовать в качестве разминки, а также заканчивать им занятия.
Думаю, что принцип выполнения упражнений для развития мозга понятен. А варианты движения и последовательности зависят от вашей фантазии.
В результате регулярного выполнения подобных упражнений в письменных работах значительно снижается количество ошибок по невнимательности, а также помарок, исправлений и ошибок.
Эти упражнения творят чудеса! Я неоднократно убедилась в этом на практике.
Главное! Выполняйте их регулярно, пока не добьётесь стойкого улучшения. Советую также поделать упражнения для развития межполушарных связей.
Буду рада, если вы поделитесь своими успехами в комментариях.
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!