В 1 классе дети только еще учатся писать письменными буквами и осваивают самые первые правила грамотного письма: оформление границ предложения, заглавная буква в именах и фамилиях, правило написания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Первые диктанты в 1 классе представляют собой написание букв и слогов под диктовку учителя. Затем, с учетом пройденных букв, ребенок пробует записывать первые слова письменными буквами. И это непростое задание для первоклассника. В голове у маленького ученика в данный момент происходит несколько мыслительных операций: услышанный звук необходимо перевести в графический образ — букву, вспомнить как пишется эта буква, красиво и правильно написать.
Во втором полугодии, начиная уже с 3 четверти, первоклассники начинают писать свои первые настоящие диктанты, состоящие из нескольких коротких предложений. Диктанты, как правило, направлены на закрепление нужной орфограммы.
Сочетания ЖИ-ШИ
Словарный диктанты
- Мыши, ландыши, ежи, ужи, шишки, ножи, карандаши, лыжи.
- Груши, джинсы, машина, жираф, камыши, моржи, снежинка.
- Жизнь, крыши, шины, жир, ширь, жилет, шипы, шишки.
- Моржи, стрижи, чижи, жилище, шиповник, кувшинки, зажим.
- Жить, дружить, служить, шипеть, держи, скажи.
Диктанты с ЖИ-ШИ
1. У Саши живут ёжик и мыши. Ёжик шипит. Малыши ждут каши на ужин.
2. Вот шиповник. Хороши душистые цветы! Около цветов шипы.
3. У Миши и Даши раскрыты ладоши. На них падают снежинки.
4. Кружится пушистый снег. Он украсил крыши жилых домов.
5. Выпал пушистый снег. Хороши белые снежинки. У Миши санки. А у Яши лыжи. Они идут в парк.
6. Жирный кот Ширшик плохо сторожит жилище. Он всё время лежит.
7. У реки камыши. Хороши камыши! Там пушистые малыши утята и мыши.
8. Наши малыши вышли из леса. У Паши рыжики. У Миши душистые ягоды. У Даши душистые ландыши.
9. На широкой тропинке рыжий кот. Он лежит и поджимает уши. Зачем? Над поляной кружится чижик.
10. У широкого пруда жили пушистые мыши. Весной мыши поспешили на гору. Пришли на вершину. Там жила лиса. Она была рада, что пришли мыши. Как хороши жирные мыши! У лисы будет шикарный ужин!
11. Старшие ребята принесли малышам ёжика. Ёжик бежит и шуршит бумагой. Малыши играют с ёжиком.
12. У Наташи и Саши Шишкиных каникулы. Они будут жить у бабушки Даши и дедушки Миши. Малыши помогут им сушить и ворошить сено.
13. Тишина в лесу. У Глаши и Маши широкие лыжи. Лыжи хорошо едут. Снег шуршит. Вершины сосен пушисты. На них снежинки.
14. В лесу живут ежи и рыжие белки. Вот по широкой тропе бежит ёжик. Он спешит в убежище. Ёжик сидит в шиповнике и шипит. А пушистый бельчонок скачет через душистые ландыши.
15. У Серёжи Шишина карандаши. У Лёши Жижикова машинка. Малыши хотят дружить.
16. Тишина. Падает пушистый снег. Крыши наших домов побелели. Малыши рады снегу. Собака Снежинка лежит в снегу.
17. На вершине горы лежит клад. Рядом живёт рыжий дракон. Он сторожит клад. У дракона большие глаза и широкие лапы.
18. Детёныши моржей с рождения лежат на голом льду. Но им не холодно. Мамы-моржи кормят их жирным молоком.
19. У машины дяди Паши новые шины с шипами. Они большие и широкие. Хороши шины для зимы.
20. Бежит мышка по лесу. Кругом душистые ландыши. Увидела шишку. А кто это шипит? Это ёжик.
21. Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветет.
Сочетания ЧА, ЩА
Словарные диктанты
- Чайка, свеча, чашки, чайник, часы, туча, щавель.
- Дача, роща, куча, чаща, гуща, пища, чай, встреча.
- Задача, девчата, добыча, частушка, часто, внучата, зайчата.
- Кочан, саранча, печать, задача, девчата, камыши, ерши, жилец.
- Молчать, стучать, кричат, ворчат, звучат, рычат, трещат, пищат.
Диктанты с ЧА-ЩА
1. Вот роща. Трещат сороки. У галки кричат галчата. У грача — грачата. У зайчихи пищат зайчата.
2. Часы пробили пять. На стол поставили чашки и чайник. Мы сели пить чай.
3. Мы пошли за щавелем. Набежала туча. Чаща зашумела. Ели закачались. Часто застучали капли дождя. Мы помчались домой.
4. Журчат ручейки. Солнце освещает землю. Зеленеет роща. Маша видела грача. Трещат сороки. Встречай весну!
5. Мы прощаемся с зимой. Не трещат морозы. Мы встречаем весну. Скоро запищат галчата и скворчата.
6. У овчарки родились щенята. Они урчат. Сейчас мама будет их кормить. Щенята молча сосут молоко. Молоко — это их пища.
7. Чаща леса. На полянке играют волчата. Они рычат и пищат. Волчица часто поглядывает на них. Она замечает всё. Она слышит как в чаще кричат птицы.
8. На небе зловещая туча. Крольчата замечают её. Они пищат, кричат. Через час может начаться дождь. Крольчата бегут домой. Темнота сгущается. По крыше стучат первые капли. Дождь обещает быть долгим.
9. В лесу стоит дача. В ней живёт дедушка Тимофей. Его часто навещают внучата. Он встречает их, сажает за стол. Они вместе пьют чай. Потом внуки прощаются с дедом. Они обещают приходить почаще.
10. Мы часто ходим в лес. Там трещат кузнечики. Один трещал очень громко. Мы целый час слушали скрипача. Замечательный артист! Когда мы возвращались, набежала туча. Мы помчались домой.
11. У Маши гости. Ребята играли в саду. Потом они рвали груши и щавель. На столе чайник и чашки. Сейчас дети будут пить душистый чай.
12. Мы гуляем по лесу уже час. С нами наша овчарка. Лес начал сгущаться. Это чаща. Пора возвращаться. Мы переходим ручей по дощатому мостику. Вот роща, а за ней наша дача.
Сочетания ЧУ, ЩУ
Словарные диктанты
- Чулан, чугун, щука, чулки, чучело, дочурка, чудо, чурбан.
- Чудеса, чувство, джинсы, чужбина, чашка, карандаши, пружина, кувшин.
- Учусь, прячусь, молчу, хочу, ищу, чищу, скачу, стучу.
- Дымчатый, живой, чайный, чахлый, чуткий, чудный, широкий, пушистый.
Диктанты ЧУ-ЩУ
1. Я учу правило. Потом я решаю задачу и ищу ответ.
2. Я пришёл в чужой дом. Я хочу войти и стучу. Меня чует пёс.
3. Я тащу чучело на огород. Я выращу овощи. Они будут чудо как хороши.
4. Я тащу щуку из воды. Ещё чуть-чуть. Я кричу от радости. Я вижу это чудище. Щука щурит глаза.
5. Мы поймали щуку. Налили в чугунок воды. Чуть-чуть посолили. Будет уха! Наша овчарка почуяла рыбу. У неё хорошее чутьё. Кончаются дрова. Я поищу ещё и притащу их. Потом почищу картошку.
6. В чулане жили мыши. Они часто пищали. Мама пустила в чулан кота Борьку. Борька ловил мышей. А потом взял и съел сыр. Вот какой хитрый кот!
7. Я тащу щуку из реки. Я чищу рыбу. Я хочу сварить уху. Я кладу щуку в чугунок и ставлю в печурку. Моя овчарка Чуня чует запах чудной ухи. Через час я вытащу чугунок. Уха чудо как хороша.
8. У Яши Чукина жил щенок Чубрик. Чубрик увидел огородное чучело. Малыш чуть-чуть испугался чудища. Щенок прищурился. Какой щуплый чудак! Какое чудо природы!
9. Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане лопату. Каждому овощу я поищу место. Притащу лейку с водой. В огороде поставлю чучело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей.
Заглавная буква в именах и фамилиях
Словарные диктанты
- Кот Снежок, корова Бурёнка, Коза Мила, Петух Будильник, щенок Кудряшка
- Девочка Аня, мальчик Антон, дядя Володя, тетя Света, бабушка Мила, дедушка Андрей
- Конь Стрела, озеро Чудное, деревня Кузнечиха, село Светлое, река Волга
Тренировочные диктанты для 1 класса
1. Оля идёт в школу. Ей семь лет. А Света мала. Она играет в куклы. Дедушка Петя принёс букварь. Оля учит Свету читать. Малышка смотрит картинки.
2. День был тёплый. Таня и Алёша гуляли в саду. Там рос кустик. Дети сели в тень. Дядя Матвей принёс шашки. Он учит Таню и Алёшу играть в шашки.
3. Был теплый день. Катя и Юра идут в рощу. Кругом тишина. Вот большой пень. А там осы. Они гудели. Дети убежали домой.
4. По небу плывёт туча. Полил дождик. У крыльца большие лужи. Кот Барсик прыгнул на камень. Он стал пить воду из лужи. Лапки у кота сухие. Хитёр котик.
5. Мальчики Юра и Серёжа идут в лес. Рядом бежит пес Булька. По веткам скачут рыжие белки. Под елкой норка. Там укрылись серые ежики.
6. У Иры жила ручная ворона. Её звали Каркуша. Она любила делать запасы. За ковром были конфеты. У ножки стола — кусочки сала. Часто их находил кот Васька. Он был им рад.
7. Тётя Наташа и тётя Света работают на фабрике. Тётя Наташа вяжет пушистые шарфы. Тётя Света вяжет тёплые кофты.
8. Люба и Маша пасли утят на берегу реки. Утята были маленькие. Вдруг в небе появился коршун. Он схватил одного утёнка. Девочки закричали. Прибежал Ваня. Он тоже стал кричать и размахивать руками. Коршун выпустил утёнка и улетел.
Итоговые диктанты за 1 класс
1. Солнце скрылось за тучу. Подул свежий ветер. Застучали частые капли. После дождя на земле лужи.
2. Мы едем на дачу. Там у нас чудный сад. Весной в саду цветут ландыши. Летом там созревают груши.
3. Ваня и Дима были у реки. Они ловили рыбу. Ваня поймал щуку, а Дима леща. Вдруг Ваня увидел тучу. Застучали капли дождя. Мальчики помчались домой.
4. Все лето кочуют вороны по рощам и лугам. А зимой они живут около жилья человека. Здесь легче найти пищу. Во дворах вороны ищут себе еду.
5. У Даши живут чижи и синички. Весь день они весело скачут и поют. Даша их любит. Она хорошо кормит птиц и чистит их клетку.
6. В кустах шуршат ежи. В траве шипят ужи. В норке пищат мыши. В чаще кричат совы. В небе кружатся стрижи. В речке плещутся щуки.
7. Дети часто ходили в рощу. Весной там цвели душистые ландыши. А летом дети видели пушистый хвост лисы. Сегодня им встретился заяц. У него длинные уши.
8. У нас хорошая школа. Я учусь в первом классе. В классе много цветов и книг. Открылась дверь. Вошел новый ученик. Он приехал из Москвы. Это Юра Семин. Мальчик хорошо умел читать и красиво писать.
9. Внучка Даша жила у деда в деревне. Раз дед и внучка пошли в сад. Ровным рядком рос лук. Даша нагнулась за луком. В кустах зашуршало. Показалась мордочка. В кустах жил ежик. Даша принесла ему молока.
10. Все жарче и жарче светило солнышко. Лучи падали на крышу дома. Скатывались струйки воды. У дома большая лужа. На бревне сидел кот Кузя. Упала сосулька. Ее звон испугал кота. Он спрятался за угол дома.
11. Вот и лето наступило. Ребята едут на дачу. Около дачи роща и луг. Однажды Коля и Федя были на лугу. Темная туча закрыла небо. Сверкнула яркая молния. Застучали частые капли дождя. Мальчики помчались домой. По дороге они укрылись в шалаше.
12. Наш лес большой. В лес пришли дети. Они ищут грибы. Боря и Андрюша собрали много рыжиков и маслят. Юра и Яша под ёлкой нашли ёжика. Они положили его в шапку. Ёжик уколол Юру. Но Юра не заплакал. Ребята потрогали зверька и выпустили.
13. Айболит открыл дверь. У двери сидела ласточка. Какое чудо! Ведь зимой ласточки живут в Африке. Птичке холодно. Она сидит на снегу и дрожит. Доктор усадил её у печки. Ласточка прилетела из Африки. Её послали больные звери.
Повышаем грамотность!
Ольга Наумова «Нейросписывание 1 класс»
Удивительное по своей эффективности и результативности пособие! Вызывает у ребенка интерес и стимулирует учебную мотивацию!
Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.
Данное пособие содержит:
- Небольшие, но зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
- Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
- Методические рекомендации для эффективной работы.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Задания рассчитаны на возраст 7+.
Пособие полезно использовать для учащихся 1 классов, а также во время летних каникул перед 2-ым классом.
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе!
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этого нейротренажера.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима
УЛУЧШАЕМ ТЕХНИКУ ЧТЕНИЯ:
О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»
Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.
Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.
Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблиц
О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»
(не повторяют таблиц из подарка)
Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ
Вы получите:
- готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
- 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
- профессиональную методику работы с таблицами.
Самые результативные методики позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.
Ребенок получит:
- улучшение навыков чтения;
- повышение скорости чтения;
- улучшение дикции;
- понимание прочитанного;
- развитие мышления и внимания;
- расширение словарного запаса;
- повышение уверенности в себе.
Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.
Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.
Заходите в КНИЖНУЮ ЛАВКУ. Там много интересных и полезных книг для вашего ребенка. Они помогут ему в учебе и развитии.
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях