Игры на бумаге в клеточку очень интересны и просты. Играть можно практически в любом месте. Для игры нужен всего лишь лист в клеточку и пара ручек.
В игры этого раздела можно играть, начиная уже со старшего дошкольного возраста. Эти игры не только развлечение, но и прекрасная тренировка мышления, логики, памяти и внимания.
Точки
Игровым полем служит опять же обычный лист бумаги в клеточку. Игровое поле произвольного размера лучше обвести линией и запретить правилами ставить точки на этой границе. У каждого игрока должна быть ручка или карандаш своего цвета. По очереди игроки ставят точки в произвольных местах на пересечении клеток. Цель игры — захватить как можно больше бумажных владений.
Территория считается захваченной, если она обнесена точками своего цвета. Точки должны располагаться друг от друга на расстоянии в одну клеточку по горизонтали, вертикали или диагонали. Захваченная территория закрашивается своим цветом или вокруг нее рисуется жирная линия. Если вам удалось обнести точками территорию или точки противника — они ваши. После такого захвата игроку предоставляется право внеочередного хода.
Крестики-нолики
Эта игра – одна из самых популярных среди детей. Рисуется игровое поле 3х3 клетки (всего 9 клеток). Игроки по очереди делают ходы, ставя в пустую клетку крестик или нолик. Начинают крестики.
Цель игры: построить линию из 3-х крестиков или ноликов по горизонтали, вертикали или диагонали.
В этой игре выиграть крайне сложно, в основном, игра сводится к ничьей, и играется не одна партия.
Пять в ряд
Эта игра — усложненный вариант «крестиков-ноликов». Отличий всего два:
- Игровое поле теперь «бесконечное», то есть ограниченное только размерами листа бумаги (а не 3×3, как в обычных «крестиках-ноликах»);
- Для победы нужно выстроить ряд из пяти крестиков или ноликов по горизонтали, вертикали или диагонали (а не три, как в обычных «крестиках-ноликах»).
Обычно договариваются также, что ряд из шести (или большего количества) крестиков или ноликов также обеспечивает победу своему игроку.
Коридоры
Ещё одна разновидность «крестиков-ноликов». Рисуется по клеточкам произвольная форма любого размера (например, ромб, а для детей помладше можно изобразить елочку, цветочек и пр.). Игроки по очереди обводят одну сторону любой клеточки «своим» цветом.
Цель игры: обвести последнюю, четвертую сторону клетки и поставить внутри свой крестик или нолик. Нужно внимательно делать свой ход, чтобы противник не имел возможности закрыть клетку. Когда все клетки заполнены, подсчитывается, сколько крестиков и сколько ноликов. У кого больше, тот и победитель.
Змейка
Рисуется квадратное игровое поле размером 7×7 клеток. Две соседние стороны квадрата должны быть одного цвета, оставшиеся две — другого.
Оба игрока ставят точки своим цветом в произвольных местах. Теперь игроки делают ходы по очереди, начиная рисовать ломаные линии-змейки от точки своего цвета своим же карандашом. За один ход линия удлиняется на одну клеточку в любую сторону (но не по диагонали). Линии не должны пересекаться, их можно проводить по стороне игрового поля, но это не должны быть стороны своего цвета. Тот, кому больше некуда продлевать свою змейку, проигрывает.
Диагональ
Можно играть вдвоем, но интереснее, когда игроков много. Каждый игрок рисует в тетрадке квадраты со сторонами 7, 6, 5, 4 и 3 клеточки. Потом кто-нибудь загадывает букву. Эта буква записывается по диагонали во все квадраты, и игра начинается. Цель игроков — придумать и вписать слова, содержащие эту букву (существительные в единственном числе). Выигрывает тот, кто быстрее заполнит все слова.
Если игроков много, то победитель выбирается следующим образом: игроки вслух зачитывают свои слова. За каждое оригинальное слово насчитывается 2 очка, если слова повторяются, игрокам добавляется только 1 очко. Побеждает тот, у кого больше очков.
Балда
Можно играть вдвоем, втроем, вчетвером. Начертите квадрат, количество клеток в стороне должно быть нечетным (5, 7 или 9, больше не стоит). Подпишите имена игроков, придумайте и запишите в центре квадрата слово (существительное в единственном числе). Теперь игроки по очереди придумывают новое слово, добавив только одну букву и используя уже имеющиеся буквы. Придуманное слово записывается под именем игрока, ставится количество букв.
Цель игры:придумать слово как можно длиннее. Побеждает тот, у кого сумма очков за все слова больше.
Морской бой
Эта игра для двоих. Каждый рисует на своем листочке по 2 поля размером 10х10 клеток. Сверху пишутся буквы алфавита, слева —числа от 1 до 10. На одном — своем поле — вы произвольно располагаете корабли, на другом будете отмечать свои удары по кораблям противника. У каждого игрока равное количество кораблей — 10 штук: 4 однопалубных, 3 двухпалубных, 2 трехпалубных и один четырехпалубный. При расстановке кораблей на поле нужно учитывать, что между ними должна быть хотя бы одна пустая клетка.
Во время своего хода игрок выбирает клетку на поле противника и стреляет, называя ее координаты. При этом отмечает на своем дополнительном поле свой ход. Если вы потопили корабль противника, то соперник должен сказать «убил», если вы ранили корабль (то есть вы попали в корабль, имеющий больше чем одну палубу), то соперник должен сказать «ранил». В случае попадания в корабль соперника, вы продолжаете «стрельбу». В противном случае следующий ход делает он. Игра заканчивается, когда все корабли одного из игроков «потоплены».
Заграждения
Простая тактическая игра, суть которой в позиционной борьбе за пространство. На поле 8 х 8 игроки один за другим чертят небольшие линии, которые перекрывают 2 любых клетки подряд: т.е. например, первый игрок проводит вертикальную линию, занимающую две стороны клеточки.
Второй игрок делает то же самое, но его линия не может пересекать или соприкасаться с уже существующими заграждениями. По мере заполнения поля, остается все меньше свободного пространства. Игрок, которому уже некуда поставить свою черту, проигрывает.
Свобода
Играют в свободу двое на бумаге в клетку, на которой предварительно очерчено квадратное игровое поле (стандартно — 10×10 клеток; если доска меньше, чем 8×8 клеток, играть не очень интересно). Игроки по очереди ставят в свободные клетки поля крестики и нолики.
- Своим первым ходом первый игрок ставит крестик в любую клетку поля.
- Очередной символ (крестик или нолик) можно ставить только в клетку, примыкающую (по горизонтали, вертикали или диагонали) к последнему символу противника.
- Если рядом с последним символом нет свободных клеток, то игрок, чья очередь ходить, получает право (freedom!) поставить свой символ в любую свободную клетку игрового поля.
- Игра завершается, когда на поле не остается пустых клеток. Игрок, делающий последний ход, имеет право не ставить свой символ в последнюю пустую клетку.
Побеждает тот игрок, у которого к концу партии оказывается больше «живых» символов. Символ (крестик или нолик) считается «живым», если он является частью какого-либо горизонтального, вертикального или диагонального ряда из ровно 4 таких же символов.
Футбол
Играют в футбол двое на листе бумаги в клеточку, на котором предварительно очерчено прямоугольное игровое поле, которое содержит чётное число клеток по каждой из сторон. Размер поля обычно достаточно большой — до половины тетрадной страницы. На противоположных коротких сторонах поля отмечаются ворота, которые также содержат чётное число клеток и занимают примерно четверть длины стороны поля.
- Игроки по очереди, начиная с центра поля, «пинают мяч», рисуя его траекторию. Ход игрока заключается в том, что он проводит трёхзвенную ломаную, которая может проходить по сторонам и диагоналям клеток поля.
- Траектория мяча должна быть непрерывной, то есть новая ломаная начинается в точке, где закончилась предыдущая.
- Траектория мяча не должна иметь самопересечений, то есть новая ломаная не должна пересекать сама себя или проведённые ранее ломаные.
- Мяч не должен выходить за пределы поля (но игра на кромке поля разрешается).
Если один игрок не может сделать полноценный ход (то есть не может провести трёхзвенную ломаную, удовлетворяющую правилам из предыдущего пункта), то его противник получает право на штрафной удар: он может провести из текущей точки шестизвенную прямую линию в любом из восьми направлений (по горизонтали, вертикали или диагонали).
- Линия штрафного удара может пересекать траекторию мяча, но должна заканчиваться в узле решётки, через который траектория мяча не проходит.
- Как и при обычном ходе, мяч не должен выходить за пределы поля.
- Если штрафной удар пробивается по диагонали и попадает в штангу, то он отскакивает от неё (угол падения равен углу отражения), при этом суммарная длина ломаной штрафного удара должна составлять всё те же 6 отрезков.
Выигрывает тот игрок, который сумеет пересечь траекторией мяча линию ворот соперника. Если в какой-то момент ни один из игроков не может ни сделать обычный ход, ни пробить штрафной удар, то игра заканчивается вничью.
Хоккей
Играют в хоккей двое на бумаге в клеточку, на которой предварительно очерчено небольшое прямоугольное игровое поле (стандартно 8×10 клеток).
С двух сторон игрового поля симметрично отмечаются ворота, каждое шириной 2 клетки. Часто ворота отмечают на сторонах поля, как в футболе, но мы рассмотрим более интересный «хоккейный» вариант, когда ворота отстоят от края поля на одну клетку.
В процессе игры игроки по очереди, начиная с центра поля, вычерчивают «траекторию шайбы» — непрерывную ломаную линию, проходящую по сторонам и диагоналям клеток игрового поля. Своим ходом игрок может провести одно звено этой ломаной, то есть соединить узел сетки поля, в котором закончил свой ход предыдущий игрок, с любым другим ближайшим узлом.
Нельзя проводить траекторию шайбы вдоль края игрового поля (по борту) или поверх уже проведённой ранее траектории. При этом, если ход игрока заканчивается в точке на краю игрового поля или в точке, через которую уже проведён другой отрезок траектории шайбы, то этот игрок получает право сделать дополнительный ход (то есть шайба отскакивает от бортов и от старой траектории).
Побеждает тот игрок, кто первым заведёт шайбу в ворота противника, включая их угловые точки (если ворота отстоят на одну клетку от борта, то заводить шайбу можно только со стороны центра поля, а от обратной стороны или сбоку ворот шайба отскакивает точно так же, как от бортов). Если же достигается ситуация, когда ни один из игроков не может сделать ход, то игра заканчивается в ничью.
К этим правилам при желании можно также добавить условие, что игрок, сознательно сведший партию к ничьей, считается проигравшим.
Ломаные
Играют в эту игру вдвоём на бумаге в клеточку, на которой предварительно разноцветными точками обозначено игровое поле.
Игроки по очереди проводят вертикальные или горизонтальные отрезки, соединяющие какие-либо две соседние точки своего цвета (первый игрок проводит синие отрезки, второй — красные). При этом отрезки не должны пересекаться.
Побеждает тот игрок, кто первый построит ломаную линию, соединяющую две противоположные стороны доски своего цвета (первый игрок должен соединить нижнюю и верхнюю стороны доски, второй — правую и левую).
Научите своих детей играть в эти замечательные игры. Сначала они будут играть с вами, потом научат своих сверстников. Это будет не просто весёлое времяпровождение, но и, незаметное для ребёнка, развитие его логики, внимания, памяти, речи, мышления, математических способностей
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Очень интересные, но забытые игры. Будем вспоминать детство и играть с внуками)
Замечательно! Это и игра, и общение, которого порой не хватает нашим детям.