Морфология — это раздел грамматики, в котором изучаются слова как часть речи.
Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в 3 группы:
- Общее грамматическое значение;
- Морфологические признаки данной части речи (род, число, падеж, время, лицо и т.д.);
- Синтаксические признаки (роль слова в словосочетании и предложении).
Выполнить морфологический разбор — это значит охарактеризовать слово как часть речи.
В начальной школе учащиеся выполняют морфологический разбор трех основных частей речи: имени существительного, имени прилагательного и глагола.
В данной статье учимся выполнять морфологический разбор существительных.
Памятка морфологического разбора существительного
1. Часть речи. Начальная форма (единственное число, именительный падеж).
- собственное или нарицательное;
- одушевлённое или неодушевлённое;
- род;
- склонение.
- падеж;
- число.
3. Роль в предложении (указать смысловой вопрос, который задаём к имени существительному. Определить, каким членом предложения является имя существительное).
Образец морфологического разбора существительного
Образец письменного разбора
Я вижу птицу в небе.
птицу
1.Птицу – сущ., Н.ф. – птица.
2. Пост. пр.: неодуш., нариц., ж.р., 1-е скл.;
Непост. пр.: ед.ч., В.п.
3. Вижу (кого?) птицу (второстепенный член предложения, дополнение).
Образец устного разбора
Я вижу птицу в небе.
птицу
1.Птицу — существительное, т.к. обозначает предмет.
Начальная форма — птица (единственное число, именительный падеж).
2. Постоянные признаки:
а) существительное нарицательное, т.к. называет одинаковые однородные предметы;
6) существительное одушевлённое, т.к. называет предмет живой природы;
в) существительное женского рода, т.к. можно подставить слова она, моя птица;
г) существительное первого склонения, т.к. имеет окончание -а и относится к женскому роду.
Непостоянные признаки:
а) существительное в форме винительного падежа, т.к. отвечает на вопрос: вижу (кого? что?) птицу;
6) существительное единственного числа, т.к. обозначает один предмет.
3.Вижу (кого?) птицу. Существительное птицу является в предложении второстепенный членом, дополнением.
Краткий морфологический разбор
Иногда встречается задание в котором необходимо сделать краткий морфологический разбор. Обычно он звучит, как написать морфологические признаки. В 4 классе дети должны указать 6 признаков. Тогда вариант выполнения выглядит так:
Птицу – сущ., неодуш., нариц., ж.р., 1-е скл., ед.ч., В.п.
Упражнения для тренировки
Выполни морфологический разбор всех имен существительных в предложении.
Ветер раскачивал деревья.
Выполни морфологический разбор всех имен существительных в предложении.
На фоне голубого неба краснели гроздья рябин.
Напиши морфологические признаки всех имен существительных в предложении.
Гуси и утки щипали траву около сарая.
В ВПР 4 класса по русскому языку есть задание 12, в котором нужно как раз написать морфологические признаки существительного.
ВПР по русскому языку 4 класс 2 часть задание 12
Выпиши из (указан номер) предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи морфологические признаки одной из форм имени существительного (на выбор).
Учащимся необходимо найти нужное предложение, выписать все имена существительные вместе с предлогами и написать морфологические признаки одного из выписанных существительных.
Важные моменты! Иногда дети забывают выписать существительные вместе с предлогами, а за это уже снимаются баллы.
А также в данном задании не нужно выполнять полный морфологический разбор. Необходимо указать в строчку через запятую постоянные и непостоянные признаки.
Иногда в задании 12 конкретно прописываются признаки, которые необходимо указать.
Выпиши из (указан номер) предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Примеры задания 12 в ВПР по русскому языку 4 класс
Выпиши из 13-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
(13)Тут вступила в разговор сосулька, повисшая на еловой лапе.
1) формы имён существительных: (в) разговор, сосулька, (на) лапе;
2) морфологические признаки одной из форм, например:
(в) разговор – м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.;
или
сосулька – ж. р., 1-е скл., ед. ч., И. п.;
или
(на) лапе – ж. р., 1-е скл., ед. ч., П. п.
Выпиши из 11-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
(11)Новый транспорт специалисты назвали метрополитеном.
1)формы имён существительных: транспорт, специалисты, метрополитеном;
2) морфологические признаки одной из форм:
транспорт – м. р., 2-е скл., ед. ч., В.п.;
или
специалисты − м. р., 2-е скл., мн. ч., И. п.;
или
метрополитеном – м. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.
Выпиши из 9-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
(9)«Серебряную» воду используют космонавты в космических полётах.
1) формы имён существительных: воду, космонавты, (в) полётах;
2) морфологические признаки одной из форм:
воду – ж. р., 1-е скл., ед. ч., В. п.;
или
космонавты – м. р., 2-е скл., мн. ч., И. п.;
или
(в) полётах – м. р., 2-е скл., мн. ч., П. п.
Упражнения для отработки 12 задания ВПР по русскому языку 4 класс
Выпиши из предложений все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Когда созревали одуванчики, у нас с братом была забава.
При опоре на крепкий хвост ящерицы могут даже бегать на задних лапах.
Они станут большими, сильными птицами и вместе со своими родителями улетят на юг.
Лесник целый день бродил по лесу и знал каждое дерево на своём участке.
Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она прекрасна в любой сезон.
Если по камню сильно ударить молотком, то он не разобьётся и не даст трещин.
Десятилетний охотник забыл обо всём, кинулся в ледяную воду, поплыл за уткой и достал её.
Ёжик распрямился, встал на коротенькие лапки и быстро-быстро побежал под шкаф!
Человек издавна называл себя «царём природы», но, видно, не очень умело управлял он своим царством, раз нанёс ему такой ущерб.
Уже к полудню под ярким весенним солнышком лёд исчезает.
Однажды на рассвете меня разбудил голос брата.
Вот возьмут муравьи личинку и поднесут её к краю листа снизу.
В журнал принёс свои стихотворения довольно известный поэт.
Эти лапы с крепкими пальцами помогают ему совершать высокие и быстрые прыжки.
За кормой оставалась широкая полоса чистой воды.
Чтобы в одежде рыцаря не было никаких щелей, она тоже должна была запахиваться слева направо.
А лиса, не переставая кричать, повела собаку подальше от норы, да там и замолчала.
Мне известны художники, которые пытались изобразить в красках северное сияние.
Но, как мы ни вглядывались, в ветках берёзы никакую кошку не увидели.
Осьминожек стал жить у меня в банке из-под варенья.
Подготовиться к ВПР по русскому языку в 4 классе также помогут статьи:
Диктанты 4 класс с грамматическими заданиями
В помощь в учёбе:
Ольга Наумова «Нейросписывание 4 класс»
Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.
Пособие также поможет подготовиться и успешно написать ВПР по русскому языку.
Данное пособие содержит:
64 рабочих листа!
- Зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
- Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
- Методические рекомендации для эффективной работы.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Пособие полезно использовать для учащихся 4 классов, а также во время летних каникул перед 5-м классом.
О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»
Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.
Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.
Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблиц
О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»
(не повторяют таблиц из подарка)
Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ
Вы получите:
- готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
- 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
- профессиональную методику работы с таблицами.
Самые результативные методики позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.
Ребенок получит:
- улучшение навыков чтения;
- повышение скорости чтения;
- улучшение дикции;
- понимание прочитанного;
- развитие мышления и внимания;
- расширение словарного запаса;
- повышение уверенности в себе.
Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.
Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе!
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ
Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга! Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.
В тренажере вы найдете:
- 72 таблицы для занятий;
- 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
- Четкие и удобные инструкции;
- Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.
Регулярные занятия позволят:
- улучшить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- развить внимание;
- облегчить процесс чтения и письма;
- повысить работоспособность;
- выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
- улучшить показания в учебе.
Кому необходим этот тренажер?
- Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
- Дошкольнику при подготовке к школе;
- Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
- Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
- Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.
Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Теперь я понял как это делается!! И что же в школе нормально не объяснили!?
Я рада, что статья помогла Вам разобраться в этой теме, Сергей))
Спасибо огромное! Ваш сайт настоящая находка для учителей и родителей!
Благодарю, Елена Сергеевна!