Веселый, теплый и грибной,
Косой, унылый, проливной.
Он долгожданный и желанный,
Болтливый, шумный, озорной,
Холодный, сильный, затяжной,
Хрустальный, иногда стеклянный,
Но он всегда такой живой!
Ольга Наумова
Дождь… Такой разный, воспетый поэтами, мастерами слова и композиторами. Для вас подборка лучших стихотворений для чтения и заучивания наизусть.
Стихи о дожде
Л. Конырев «В полях, не кошенных косой»
В полях, не кошенных косой,
Всё утро дождик шёл косой.
Дочь грома — капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с туч, закрыв глаза,
В лицо земли боясь взглянуть.
Скользнув с небесного стекла,
В ладонь цветка она стекла.
С. Маршак «Дождь»
По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова всё молчит.
И миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зелёным листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По вёдрам и по лейкам
Пролётный дождь стучит.
М. Пляцковский «Скачет дождик длинноногий»
Скачет дождик длинноногий
По траве и по дороге.
Льётся он в пустые бочки
И на лужах ставит точки,
Барабанит громко в стёкла —
Вся земля вокруг намокла.
Дождик — выше сосен важных
И домов многоэтажных…
Эх, такие ноги мне бы —
Я забрался бы на небо!
О. Наумова «Дождик»
Дождик капал за окошком.
Падал в лужи он горошком.
Барабанил по листве.
Тихо исчезал в траве.
В. Жуковский «Загадка»
Не человечьими руками
Жемчужный разноцветный мост
Из вод построен над водами.
Чудесный вид, огромный рост!
Раскинув паруса шумящи,
Не раз корабль под ним проплыл;
Но на хребет его блестящий
Ещё никто не восходил.
Идёшь к нему — он прочь стремится
И в то же время недвижим;
С своим потоком он роднится
И вместе исчезает с ним.
А. Екимцев «Неосторожный гром»
Из-за бугра
С большим ведром
Бежал к реке
Весёлый гром.
Бежал
С пустым ведром в руке
Весенний
Гром гремучий,
Хотел он зачерпнуть
В реке
Воды
Для чёрной тучи.
Да поскользнулся
Под бугром
И загремел
Пустым ведром.
А. Дитрих «Льётся с неба синий свет»
Льётся с неба синий свет,
И конца у неба нет…
Отчего оно такое?
Кто мне сможет дать ответ?
Торопливый дождь косой
Скачет по полю босой,
Солнце небо разделило
Разноцветной полосой.
Вы откуда, облака?
Из какого далека?
Может вы из белой ваты
Или вроде молока?
Два села – как берега,
А над ними – мост-дуга.
Почему ступить не может
На дугу ничья нога?
Где ложится ветер спать?
Можно ль молнию поймать?
До чего же интересно
Всё на свете узнавать!
О. Григорьев «Дожди»
Дождик крапал, моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливнем лил, стеной стоял,
Барабанил,травы мял.
Дождь слепой и проливной,
Нарастающий, грибной,
Обложной, висячий, скорый,
Сонный, медленный и спорый.
Как камыш стоймя стоячий,
И холодный, и горячий.
А ещё есть грозовой,
Радужный, полосовой,
Параллелями и в сетку,
А при ветре даже в клетку…
Вот как много есть дождей
Для растений и людей.
А. Екимцев «Ехал дождик на коне»
Полем,
Лугом,
Большаком
Тёплый дождик
Шёл пешком.
Шёл пешком —
Устал немножко,
Ох и дальняя
Дорожка!
Подошёл к селу
Поближе,
Видит:
Конь пасётся
Рыжий.
«Я на нём
Подъехать должен.
Я устал,
Я шёл полдня!»
И вскочил тут
Тёплый дождик,
Как мальчишка,
На коня.
Фыркнул трижды
Конь гривастый,
Хвост взметнул
Под облака!
Не возил ещё
Ни разу
Он такого
Седока!
У моста
За быстрой речкой
Дождь хлестнул его
Покрепче!
И помчался
На коне
По заречной
Стороне!
А. Фет «Весенний дождь»
Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
И. Бунин «После половодья»
Прошли дожди, апрель теплеет.
Всю ночь — туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зелёный,
И в серебре лесных озёр —
Ещё стройней его колонны,
Ещё свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!
Н. Некрасов «Перед дождем»
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.
Ф. Тютчев «Весенняя гроза»
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Всё вторит весело громам.
О. Бундур «Ранним утром»
Вышел дождик погулять.
Торопился по привычке —
Вся земля просила пить, —
Вдруг читает на табличке:«По газону не ходить».
Дождь сказал печально:
«Ох!»
И ушёл.
Газон засох.
А. Барто «Ливень»
Бьёт без промаху!
Всю малину исхлестал,
Всю черёмуху!
Наклонил он ветки груш.
Нужен саду свежий душ,
Но зачем так сильно лить,
Набок яблоню валить?
Ливень! Ливень!
Вот так ливень!
Он всё громче,
Говорливей!
К. Авдеенко «Дождик, дождик, где ты был?..»
– Дождик, дождик, где ты был?
– Я по небу с тучкой плыл!
– А потом ты что – разбился?
– Ой, нет-нет, водой разлился,
Капал, капал вниз, упал –
Прямо в речку я попал!
А потом я плыл далёко
В речке быстрой, синеокой,
Любовался всей душой
Нашей Родиной большой!
Ну а после испарился,
К тучке белой прикрепился,
И поплыл, скажу я вам,
К дальним странам, островам.
И теперь над океаном
Я всё вдаль плыву с туманом!
Хватит, ветер, дальше дуть –
Нужно плыть в обратный путь.
Чтобы с речкой повстречаться,
Чтоб с ней в лес родной помчаться!
Любоваться чтоб душой
Нашей Родиной большой.
Так что, ветер, друг ты мой,
С тучкой мы спешим домой!
Нас ты, ветер, подгоняй –
Тучку к дому направляй!
Ведь по дому я скучаю…
Ну-ка, тучку раскачаю!
К дому ух как тороплюсь…
Скоро-скоро к вам вернусь!
О дожде в прозе
Б. Павлов «Капли-серёжки»
Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-серёжку. Они долго висят, украшая сосны.
Дождь перестал. Всё стихло, как будто замерло. Солнечный луч, блеснув, на миг озарил капли. Они засветились всеми цветами радуги.
Но вот слегка подул ветерок. Посыпались с сосновых иголок, словно слезинки, радужные серёжки. Ещё порыв. Другой. Сильнее закачались верхние ветки, обильно посыпались капли. Не осталось ни одной серёжки.
Н. Абрамцева «Грустная история»
Жил-был дождик. Косматый, длинноволосый дождь. Если он сердился, холодные пряди его мокрых волос хлестали людей по лицам, по глазам. До слёз. Но люди не обижались, потому что когда дождик был в хорошем настроении, его мягкие, шелковистые волосы ласково касались ваших щёк, рук, глаз, что-то шептали. И всё-таки дождь был косматым и длинноволосым. И ему это надоело.
— Постригусь, — решил дождик. — Не я первый, не я последний.
Отправился к парикмахеру. А парикмахером, конечно, месяц-серп работал.
— Тебя как стричь? — спрашивает месяц. — Покороче или умеренно?
— Давай покороче. Постепенно отращу, если не понравится, — решил дождь.
Отрезал месяц-серп волосы дождика.
Вернулся стриженый дождик в свой город. Пока он бегал к месяцу, ничего хорошего в городе не случилось. Наоборот. Листья на деревьях потускнели, привяли. Цветы на клумбах лепестки опустили — вянут. Люди ходят серые, пыльные, вялые. Засыхают люди. Разволновался дождик.
— Сейчас, — говорит, — сейчас я вас всех быстренько полью, вам легче станет. Оживёте сразу.
Люди, цветы, листья обрадовались. Ждут. Смеются. Дождь торопится, распустил волосы- струи, поливает.
— Ну же! — кричат люди.
— Жарко… — плачут цветы.
— Сохнем, — шелестят листья.
— Да что вы, — не понимает дождь. — Я же поливаю!
Бьют короткие струи-волосы, но не достают даже до крыши самых высоких домов.
Сухо, всё суше на земле. В пыль рассыпаются цветы, шуршат почти мёртвые листья, молчат потерявшие веру люди.
— Да что же вы сохнете! — не понимает, сердится дождь. — Я же поливаю!
Старается, трясёт короткими волосами. Не долетают подстриженные струи до сухой земли.
И тут только понял дождь, что он наделал. Понял, что, пока будут отрастать струи, погибнут цветы, листья, люди…
— Глупый я, беззаботный я, — плакал дождь. Плакал, плакал, плакал… И слёзы его упали на землю. Поток слёз. И встали цветы — ожили! И весело зашелестели листья — ожили! И вздохнули легко люди — ожили!
А дождику долго ещё плакать — пока-то отрастут его волосы-струи.
И. Соколов-Микитов «Радуга»
Улыбнулось из-за тучи солнышко, затих, перестал дождь. Быстро прокатилась гроза. С деревьев, с обмытых позеленевших листьев берёз падают тяжёлые капли.
Хорошо бегать босиком по намокшей лесной траве!
Туча дальше и дальше.
Глуше и глуше гром…
А над лесом, над вершинами умытых деревьев, над широкой рекою, над полями раскинулась по всему небу, загорелась семицветная радуга.
К. Ушинский «Солнце и радуга»
Раз после дождя выглянуло солнышко и появилась семицветная дуга — радуга. Кто ни взглянет на радугу, всяк ею любуется. Загордилась радуга, да и стала хвалиться, что она красивее самого солнца.
Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива — это правда, но ведь без меня и радуги не бывает».
А радуга только смеётся да пуще хвалится. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучку — и радуги как не бывало.
И. Шмелёв «Мартовская капель» (отрывок)
…Кап… кап-кап… кап… кап-кап-кап…
Засыпая, всё слышу я, как шуршит по железке за окошком, постукивает сонно, мягко — это весеннее, обещающее — кап-кап… Это не скучный дождь, как зарядит, бывало, на неделю: это весёлая мартовская капель. Она вызывает солнце. Теперь уж везде капель:
Под сосенкой — кап-кап…
Под ёлочкой — кап-кап…
Прилетели грачи, — теперь уж пойдёт, пойдёт. Скоро водополье хлынет, рыбу будут ловить намётками — пескариков, налимов, — принесут целое ведро. Нынче снега большие, все говорят: возьмётся дружно — поплывёт всё Замоскворечье! Значит, зальёт и водокачку, и бани станут… будем на плотиках кататься.
В тревожно-радостном полусне слышу я это, всё торопящееся — кап-кап…
В. Бурлак «Голос дождя»
Сколько голосов у дождя? Он бил по стёклам, по жести подоконника, по деревянным перилам балкона, журчал в водосточной трубе.
Я сидел один в полутёмной комнате. На коленях у меня белый кот. Он тоже боялся грозы. При каждой вспышке молнии мы вздрагивали. Кот жмурился и впивался когтями в мои ноги и руки.
Наконец дождь затих. Гроза миновала. За окном стало светлей. Водосточная труба играла всё звонче и веселей отбой дождю, грому, молнии. Я столкнул кота, подбежал к окну. По синим крышам соседнего дома скользнул солнечный луч. Над Днепром будто притворил кто-то могучий и добрый серую дверь. В небе вытянулась полоса такого яркого бирюзового цвета, что я не мог оторвать взгляд. Полоса всё ширилась и светлела.
Ф. Кривин «Мечта»
Остановилась Лужица посреди дороги и ждёт, чтоб на неё обратили внимание.
Прежде всего, её, конечно, нанесут на карту. Лужица будет выглядеть на карте неплохо — у неё такие ровные берега! Вот здесь, на этом берегу, наверное, построят санаторий. На том берегу — порт или ещё что-нибудь. Да, кстати, почему в неё никто не впадает?
Размечталась Лужица — и это понятно: каждому хочется найти себя в жизни. Но теперь Лужица себя не найдёт: она так воспарила в мечтах, что на земле от неё только сухое место осталось.
Полезные пособия:
О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе.
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ
Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга! Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.
В тренажере вы найдете:
- 72 таблицы для занятий;
- 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
- Четкие и удобные инструкции;
- Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.
Регулярные занятия позволят:
- улучшить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- развить внимание;
- облегчить процесс чтения и письма;
- увеличить скорость реакции;
- повысить работоспособность;
- выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
- улучшить показания в учебе.
Кому необходим этот тренажер?
- Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
- Дошкольнику при подготовке к школе;
- Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
- Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
- Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.
Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!
Заходите также в Книжную лавку за другими полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Такие чудесные стихотворения и рассказы! С огромным удовольствием прочитали с детьми. А про каплю-егозу решили даже выучить. Спасибо большое!
Я очень рада. Благодарю за отзыв!