Пестушками называются рифмованные припевки, сопровождающие гимнастику и массаж. Они помогают воспитывать, развивать ребенка духовно и физически.
Даже простейший массаж сопровождается яркой, образной приговоркой – напевной пестушкой. В напеве – эмоциональный и смысловой ключ к детской песенке. В момент укачивания ребенка именно напев колыбельной, особый тембр голоса и время от времени прерывающие пение мерные покачивания голосом являются сигналом ко сну.
Мотив пестушки, напеваемой во время массажа, пробуждает в душе и теле малыша импульс к действию.
Например, мама или бабушка разминает, перебирает пальчики ребенка:
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
А вот этот — наш малыш,
Наш малыш -… (называют имя).
Так слово, соединяясь приятным движением, ласковым голосом матери, ставит младенца как бы посреди родной семьи: он не один, он – часть дружного, благожелательного «мы».
Важно и то, что ребенок и мама общаются глаза в глаза. Когда во время массажа малыш видит ее губы, то запоминает, как она произносит звуки. Младенец отвечает маме—гулит, подражает ее мимике и пытается подпевать. В это время закладывается основа хорошей будущей речи. Так рождается самое главное — взаимопонимание мамы и ребенка.
Носик с носиком встречался
Носик носиком бодался.
А потом «привет» сказал,
Носик весь зацеловал!
Ножки-ножки, топотушки!
Попрыгушки, побегушки.
Ножки сильными растут,
Скоро быстро побегут!
Ручки-ручки, все хваталки
Крепко маму обнималки,
Мы потянем ручки вверх,
Скоро дорастем до всех!
Пятки, розовые пятки,
Поиграем с мамой в прятки!
Мама спряталась: ку-ку!
Я найти ее смогу!
Этот мягонький животик
Подарил нам бегемотик!
Если пузик целовать,
Малыш будет хохотать.
Есть у ежика щетинка,
Наша гладенькая спинка!
Вот бежит сороконожка –
Это мамина ладошка.
Носик, носик, носопырка –
Справа дырка, слева дырка
А на кончике звоночек,
Сам звенит, когда захочет.
Щечки, сладенькие щечки
Нежные, как лепесточки.
Щечка – раз и щечка – два!
Целовать давно пора!
Все прекрасно слышат ушки,
Наши ушки-непослушки!
Когда глазки крепко спят,
Ушки маму сторожат.
Прилетел к нам ангелочек
Сел на правый наш носочек
Покачался и взлетел –
На головушку присел.
Прилетела к нам синичка
Села (имя) на реснички
Крыльями закрыла глазки,
Чтобы снились (имя) сказки.
Пестушки для детей
Значительное место в народной педагогике занимали всевозможные игры с ручками и пальчиками, начиная от приговорок и припевок, сопровождающих простые хлопки в ладоши, до сложных игр на координацию пальцев и рук.
Умывая малыша, можно произносить пестушку:
Водичка, водичка,
Умой мое личико —
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
А делая массаж или зарядку, приговариваете:
Потягушки-потягунюшки,
Поперек толстунюшки.
Ноженьки — ходунюшки,
Рученьки — хватунюшки.
В роток — говорок,
А в головку — разумок…
Массируя ручки и ножки ребёнка вы ещё прекрасно оздоравливайте его организм. Всем известно сколько на ладонях и ступнях точек-проекций всех внутренних органов.
Сорока-ворона
Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре “Сорока-ворона кашу варила, деток кормила” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.
На центре ладони — проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массаж. Затем увеличивайте круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы массируете толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить “варить кашу” надо на слове “кормила”, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки.
Каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного—желудка. Большой палец (которому “не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил — вот тебе!”) не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “легочный меридиан”. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.
Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.
Разновидности пестушки «Сорока-ворона»
Загибают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
Сорока-белобока
Кашку варила,
Детей манила,
Этому дала,
Тому дала,
А этому не дала.
Сорока-воровка
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Чики-чики,
Сорока
Кашу варила,
Гостей манила,
Ребят кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А маленькой Якишке (указывают на мизинец)
Досталась малинка.
Полетели, полетели, полетели (машут руками ребенка),
Шу! На голову сели.
Взрослый показывает на ладошку ребенка и говорит:
— Сорока- сорока! Где была?
— Далеко!
— Что делала?
— Кашу варила, деток кормила.
Этому дала (показывает на большой палец),
Этому дала (показывает на указательный палец),
Этому дала (показывает на средний палец),
Этому дала (показывает на четвертый палец),
А этому не дала (указывает на мизинец)
Ты дров не носил, ты печку не отпил!
Сорока-сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости во двор —
Кашку на стол.
Гости со двора —
И кашка со стола.
Сорочка, сорочка,
Бело-белобочка,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости, на двор —
Кашка, на стол,
Гости со двора —
Кашка со стола.
Сорока- сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости не бывали,
Кашку не едали.
Сорока-ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
— А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.
Сорока, сорока,
Белый лобок,
Кашу варила,
Гостей манила.
Гости на двор —
Каша на стол.
Гости со двора —
Каша со стола.
Этому дала,
Этому дала,
А ты больно мал.
Крупу не драл,
По воду не ходил,
Каши не варил,
Дрова не носил,
Не дам тебе кашки
На красненькой ложке,
На середненьком окошке,
Захлопала, захлопала,
И-и полетела.
— Ворона, ворона,
Куда летала?
— Гостей скликала,
Каши им давала.
Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Нос трясется,
Душа радуется.
Сорока, сорока
Была белобока,
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала
И тому дала,
И четвертому дала
А пятому не дала:
Толстый, жирный,
За водой не ходил,
Дров не рубил,
Нет тебе кашки!
Ладушки
Психологи и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Так что вполне вероятно, что, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнет работать.
Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности… К собственной ладошке, к голове или к маминой руке. Для того, должно быть, славянские волхвы и придумали игру в “ладушки”.
— Ладушки, — говорите вы, — ладушки. — И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.
— Где были? У бабушки!- соедините его ручки ладошка к ладошке.
— Что ели? Кашку! — хлопнули в ладоши.
— Пили простоквашку! — еще раз.
— Кыш, полетели, на головку сели! — это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.
Понятно вам теперь, почему игра называется “ладушки”? Да потому что она налаживает работу детского организма.
Разновидности пестушки «Ладушки»
Берут руки ребенка в свои и, хлопая
ими в ладоши, произносят:
— Ладушки, вы — ладушки.
— Где были?
— У бабушки.
— А что ели?
— Кашку.
— А что пили?
— Бражку.
— А что на закуску?
— Кислую капустку.
— Попили? Поели?
Кыш, полетели.
На головку сели.
Спрашивая «Попили? Поели?», берут руки ребенка и кладут их ему на голову.
— Ладушки, ладушки!
— Где были?
— У бабушки.
— Чего ели?
— Кашку.
— Чего пили?
— Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой полетели,
На голову сели,
Ладушки запели!
С ребенком играют в ладушки, приговаривая эти слова.
— Ладушки, ладушки!
— Где были?
— У бабушки.
— Чего ели?
— Кашку.
— Чего пили?
— Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка хмеленька.
— Ой, ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Чего ели?
— Кашку.
— Чего пили?
— Бражку.
Кашка сладенька,
Бабушка добренька.
— Ладушки, ладушки!
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка миленька.
Полетели, полетели и на головку сел!
— Лады — лады — ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
— Что на закуску?
— Кислую капустку.
— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Чего ели кашку?
— Кашку.
— Чего пили?
— Бражку.
— Чего на закуску?
— Хлеба да капустку.
Попили, поели,
На головку сели.
Ох, полетели рученьки,
На головку сели,
Полетушки полетели,
— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
Кашка масленькая,
Бабушка добренькая.
Спи-ко, Таненька,
Спи-ко, крошечка.
Три колодца
Эта лечебная игра строится на “легочном меридиане” — от большого пальца до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца:
— Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы…
Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:
— Здесь вода холодная, — нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему. Профилактика простуды.
Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб:
— Здесь вода теплая, — мы регулируем работу легких.
Пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него (мы почти закончили “массаж легких”):
— Здесь вода горячая…
— А тут кипяток! — Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется — а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.
Начинайте прямо сейчас. Такие игры весьма кстати: и развлечение, и профилактика от гриппа.
Или такой вариант.
Пошел Ивашка за водой (указательным и средним пальцем «потопчитесь» на ладони ребенка)
И встретил деда с бородой (возьмите ребенка за подбородок и покажите, какой длины борода).
Тот показал ему колодцы (погладьте большой палец ребенка и «идите» двумя пальцами по внутренней стороне руки до локтевого сгиба):
Здесь холодная вода (погладьте большой палец ребенка и «идите» двумя пальцами по внутренней стороне руки до локтевого сгиба),
Здесь вода теплая (легонько пощекочите сгиб локтя и «идите» дальше к плечу),
Здесь вода горячая (слегка надавите на плечевой сустав),
А тут кипяток (пощекочите малыша под мышками)!
Короткие пестушки
Хлопают ручками ребенка, при последних словах ручки поднимают на головку.
Гули, гули полетели,
На головку сели.
Киш, киш.
Ой, люли, люли,
Прилетели гули,
Ох, улетели,
На голову сели.
Курочка — потатурочка,
Кукушка — рябушка.
Сели, поели,
За море полетели.
— Гуси, гуси!
— Га-га-га
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Летите домой!
Серый волк под горой!
Быстренько поели
И полетели!
При последних словах машут ручками и ребенка.
Трататушки-трататушки,
Пекла бабушка ватрушки.
Бабка плюшки пекла —
Вода по полу текла.
Попили-поели, .
Шу — полетели!
Шире-шире полетели,
На головку к Леночке сели!
Идет коза рогатая
Играют с маленькими детьми, показывая в конце, как бодается коза.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Забодаю, забодаю!
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто не пьет молока,
Того пыр под бока!
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто кашу не ест?
Молоко не пьет?
Забодает, забодает, забодает!
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет, —
Забодает, забодает, забодает.
Идет коза рогатая,
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодаю, забодаю!
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.
Кто вовремя не спит, не пьет,
Того коза забудет.
Ребенка теребят за нос и приговаривают:
Чей нос? — Савин.
Где был? — Славил.
Что выславил? — Копейку
Что купил? — Конфетку.
С кем ел? — С козой.
Не ешь с козой, а ешь со мной
Не ешь с козой, а ешь со мной.
По кочкам, по кочкам,
По маленьким лесочкам
В ямку бух!
Ехали, поехали,
В лес за орехами.
В ямку — бух, а там — петух.
При произнесении последней фразы ребенка опускают между колен.
Ехали, ехали,
К бабе за орехами,
В ямку — бух!
А там — петух.
По кочкам, по кочкам,
По маленьким дорожкам,
В ямку — бух,
А там петух.
Качая ребенка на ноге, приговаривают:
Ехала барыня
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам —
Да бух!
По кочкам, по кочкам,
По маленьким дорожкам,
В яму бух — раздавили сорок мух!
Ребенка качают на коленях и приговаривают:
Скок-поскок!
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! Полетели,
На головушку и сели!
Мальчик-пальчик
Перебирают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
— Мальчик- пальчик,
Где ты был?
-С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Мальчик- пальчик,
Где ты был?
-С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем
Песню пел,
А с этим пальцем что делал?
Взрослый поочередно показывает на все пальцы одной руки, пальчик, который остался, ребенок сам показывает, что с ним делал.
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха: кусь, кусь, кусь, кусь.
Никого я не боюсь!
По большой дороге шел великан,
Стучали его ноги:
Парам-пам-пам!
По маленькой дорожке гномик бежал,
Стучали его ножки:
Парам-пам-пам! Парам-пам-пам!
Этот пальчик — маленький,
Этот пальчик — слабенький,
Этот пальчик — длинненький,
Этот пальчик — сильненький,
Ну а это толстячок!
А все вместе — кулачок!
Этот пальчик — самый большой, самый красивый, самый смешной,
Этот пальчик — указательный, он солидный и внимательный,
Этот пальчик — средний,
Не первый и не последний.
Этот пальчик — безымянный,
Он не любит каши манной.
А самый маленький — мизинчик.
Любит бегать в магазинчик!
Это очень популярная песенка, которая производит на младенца поистине гипнотическое действие. Она работает лучше всего, когда вы, напевая, мягко покачиваете малыша туда-сюда, взад-вперед. Также неплохо подходит и как сопровождение во время купания. Вы можете напевать ее и тихонько покачивать младенца, сидящего в воде, в такт песне.
Плыви, качаясь, лодочка,
По воле волн речных.
Как хорошо забыться нам
В грезах золотых.
Плыви, качаясь, лодочка,
Тебя несет поток.
Зевает рядом крокодил,
А нам и невдомек!
Постоянное присутствие матери, ее нежная забота и внимание, многообразие эмоционального, телесного и словесного общения с ней очень важны для всей будущей жизни ребенка. Они помогают маленькому человеку утвердиться в своей значимости и сформировать адекватную самооценку.
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!