Говоря простым языком, наглядно-образное мышление помогает представить себе что-либо зрительно, не взаимодействуя с данным предметом или образом в реальности. Отличительной особенностью данного вида мышления является установление связей между свойствами и предметами. Оно необходимо, когда человек хочет что-либо получить в результате своей деятельности, но при этом он просто представляет ситуацию, как бы он это сделал и что получится в итоге.
Наглядно-образное мышление – это вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию.
Очень важная особенность образного мышления – установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В наглядно-образном мышлении активно участвует речь, которая помогает назвать признак, сопоставить признаки.
Т.е. наглядно-образное мышление помогает решать задания мысленно, без участия практических действий. За такой вид мышления отвечает правое полушарие мозга.
Этапы развития мышления ребёнка
Современные психологи выделяют три основных этапа в развитии мышления ребенка:
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное;
- понятийное (логическое) мышление.
Наглядно-действенное мышление присуще преимущественно детям младшего дошкольного возраста. Однако уже на четвёртом году начинает формироваться наглядно-образное мышление, а затем уже развивается логическое мышление.
В начале дошкольного периода малышам необходим телесный контакт с предметом. Со временем необходимость потрогать всё руками отпадает, и дети делают упор на представление образа в уме. Активным и основным наглядно-образный способ мышления становится уже к 5-6 годам.
Но, к сожалению, не у всех детей наглядно-образное мышление формируется должным образом. Если вы видите, что вашему ребёнку достаточно сложно представить что-либо в уме, то не тяните, начинайте активно развивать данный вид мышления. Иначе ребёнок будет испытывать сложности при обучении в школе. В частности, ему трудно будет даваться решение задач, а также любые задания творческого характера.
Как же развить наглядно-образное мышление?
На помощь, в данном случае придут различные игры и упражнения.
Самым эффективным способом развития наглядно-образного мышления является деятельность, которая позволяет воплощать в реальности задуманное. Для малышей это, в первую очередь, любые виды конструирования и всевозможные дидактические игры, направленные на развитие мышления и воображения. Рассмотрим наиболее подробно приёмы, способствующие развитию образного мышления.
Формированию и развитию наглядно-образного мышления способствуют:
- прохождение лабиринтов;
- игра танграм;
- незаконченные рисунки;
- сборка кубика Рубика;
- задания на поиск нелепиц;
- отгадывание ребусов и загадок;
- задания на нахождение и восстановление недостающего элемента;
- конструирование;
- упражнения на развитие межполушарных связей;
- чтение с дальнейшим анализом характеров главных героев;
- упражнения направленные на развитие творческого воображения;
- упражнения на сравнение, поиск отличий;
- использование игр с перестановкой палочек (спичек);
- разгадывание друдлов;
- составление рассказов или сказок по данному началу, или же наоборот придумывание окончание истории;
- описывание предмета по памяти;
- пересказ прочитанного;
- упражнения с придумыванием ассоциаций.
Помните, как в стихотворении Ю.Мориц «Что на что похоже?»
На горе шумит ветла,
На ветле звенит пчела,
Полосатая как зебра.
В нашу лодку иногда
Набирается вода,
В глубине плывёт звезда,
Серебристая как рыба.
В роще клёны и дубы,
А под ними есть грибы,
Каждый гриб похож на зонтик.
Вышел месяц молодой,
Небо кажется водой,
Туча кажется волной,
Месяц — лодкой деревянной.
До чего же всё похоже!
Значит, я, наверно, тоже
На кого-нибудь похож!
Я пошёл и крикнул козам,
Уткам, овцам и стрекозам:
— На кого же я похож?
Белый козлик повернулся,
По-козлячьи улыбнулся
И сказал по-человечьи:
— Разве ты не видишь сам?
Ты добрее, чем телёнок,
Веселее, чем козлёнок,
Ты совсем ещё ребёнок,
Но похож на человека!
Таким образом, способность представлять предметы в уме, передвигать их, выполнять различные манипуляции являются важнейшим средством развития способностей ребенка и его мыслительной деятельности. Развитое наглядно-образное мышление можно сравнить с фундаментом всей мыслительной деятельности ребёнка.
Еще в работах Аристотеля отмечена важность развития этого вида мышления. Создание мысленного образа помогает человеку быть нацеленным на результат, стремиться к достижению запланированного, контролировать собственные поступки и предвидеть их последствия. Именно оно помогает активизировать творческий потенциал, заложенный в каждом человеке. Тот, у кого развито наглядно-образное мышление, способен мыслить и запоминать информацию намного быстрее.
Поэтому, ещё в дошкольном возрасте, необходимо развивать наглядно-образное мышление ребёнка, используя вышеперечисленные приёмы, а также можно потренировать образное мышление специальными упражнениями.
Упражнения для развития наглядно-образного мышления
Кроме наглядно-образного мышления данные задания будут способствовать развитию логики и речи ребёнка.
Большую пользу упражнения принесут, если их выполнять на время. Оптимальное время на выполнение каждого задания — 2 минуты.
Найдите два одинаковых чайника из шести представленных на рисунке. У остальных есть свои отличия в узоре.
Найдите две одинаковых картинки поезда с вагонами.
В магазине была куплена одна шляпа из восьми имеющихся. Какую шляпу купили?
Какая ваза отличается рисунком от остальных?
У каждой из пяти бабочек есть по одному отличию от остальных. Необходимо найти эти отличия.
Каждая картинка мотоциклиста отличается одним элементом от остальных. Найдите эти отличия.
На картинке представлены шесть воздушных змеев. Необходимо найти два одинаковых.
Каждый снеговик отличается чем-то одним от остальных. Найдите эти отличия.
В магазине был куплен один волчок из восьми (верхняя часть рисунка). Найдите, какого волчка не хватает в нижней части рисунка.
Все картинки повернуты по-разному, но узор у них (кроме одной звезды) одинаковый. Определите, какая из звезд отличается от других еще и узором.
Каждая из представленных фигур имеет свое отличие от других. Найдите их.
На первый взгляд может показаться, что задания простые. Но это не совсем так. Если у ребёнка плохо развито наглядно-образное мышление, то ему будет достаточно трудно выполнить эти упражнения, тем более за 2 минуты.
Но! Что тренируется, то развивается. Выполнение данных упражнений способствует также развитию логического мышления, наблюдательности, речи, пространственного воображения и быстроте реакции. Также играйте с ребёнком в игры, развивающие его мышление.
Рекомендуемые авторские книги:
Танграм в загадках
Замечательная книга-игра для развития:
- логики;
- воображения;
- пространственного мышления;
- внимания;
- наглядно-образного мышления;
- сообразительности;
- усидчивости.
В книге вы найдете:
- интересные загадки;
- около 70 фигурок для построения разного уровня сложности;
- шаблон игры;
- творческие задания.
Книга будет интересна дошкольникам и младшим школьникам.
Особенно рекомендую детям, у которых есть проблемы с математикой.
Лабиринты
Работу с лабиринтами трудно переоценить. Лабиринты помогают сосредотачиваться, удерживать внимание и прекрасно тренируют память и технику чтения. Упражнения с лабиринтами необходимы для детей, испытывающих трудности в обучении.
«Ребусландия» Учимся отгадывать головоломки
Умение разгадывать ребусы пригодится ребёнку с первых школьных дней, начиная с освоения азбуки.
В книге задания разного уровня сложности, но все они носят развивающий характер. Книга будет интересна как дошкольникам, так и младшим школьникам.
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!