Некоторые дети испытывают сложности при ориентировании в окружающем пространстве, определении правой и левой сторон, положения предметов по отношению к себе и другим.
Как же развить пространственные представления у ребёнка?
Выход только один — тренировать и развивать пространственное мышление.
Для этого следует выполнять определённые виды заданий:
- Определение последовательности предметов или их изображений, а также графических знаков. Такие задания способствуют тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.
- Вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков.
- Изучение предлогов, которые имеют конкретное пространственное значение.
- Определение схемы собственного тела, правого и левого направлений в пространстве;
- Изучение пространственных взаимоотношений объектов и графическое обозначение направлений.
И. Садовникова в своей книге «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» предлагает следующие тренировочные упражнения.
Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела.
- Поднять свою «главную» руку, назвать ее (правая);
- Поднять другую руку, назвать ее (левая). У некоторых детей (левшей) ответы будут обратные. Желательно рассмотреть такие случаи и отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми и это следует запомнить.
- Соотнести части тела с правой рукой, назвать их (правая щека, нога)
- По инструкции взрослого показать, например, правую бровь, левый локоть.
Детей следует упражнять до появления уверенной ориентировки их в схеме собственного тела.
Определение направлений в пространстве:
- вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, т.е. справа;
- аналогично – слева;
- повернуть голову влево, вправо;
- наклонить голову к правому плечу; к левому плечу, т.е. вправо, влево.
Уточнение пространственных взаимоотношений:
- стоя в колонне, назвать стоящего впереди, стоящего сзади;
- стоя в шеренге, назвать стоящего слева, стоящего справа.
На демонстрационном полотне с прорезями для картинок расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от ёлки.
Это задание можно проделать также на листе бумаги.
Сидя за столом, определить его правый и левый края.
- Поднять руку тем, кто сидит за правой половиной стола. Аналогично — сидящим слева.
- Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой («Петя справа от меня»).
- Определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа («Я сижу слева от Пети»).
Знакомство со схемой тела стоящего напротив.
- Ребёнок, стоя спиной к другим детям, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что, стоящий перед ними, правильно выполнил инструкцию.
- Не опуская поднятой руки, ребёнок поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга. Все, желающие убедиться в этом, поочередно проделывают это задание.
Работа в парах.
- Стоя попарно лицом друг к другу, по команде взрослого один из каждой пары определяет сначала у себя, а затем у товарища правую руку, левое плечо и т.д. Второй ребёнок при необходимости должен исправить ошибку. Затем роли меняются.
- В том же исходном положении один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой комментирует, например: «Это твое правое колено».
Определить, какой рукой нам машет девочка из окна вагона.
Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей
- спинкой вверх;
- спинкой вниз.
Определить левый и правый карманы у джинсов (вариант А — рис. 11) (вариант Б — рис. 12).
Определить, след правой или левой ноги отпечатался на песке.
Как определяют правый и левый берег реки?
Семья на прогулке
- Определить на рисунке «Семья на прогулке», с какой стороны относительно других находится каждый член семьи (справа, слева?). Сравнить с рис. 2 к заданию 8. Чем объяснить несовпадение ориентации на этих двух рисунках?
Зрительный диктант
Зрительный диктант (на материале геометрических фигур, различных трафаретов и т.п.).
Проводится следующим образом:
- рассмотреть образец (ряд фигур или изображений предметов);
- перечислить их несколько раз, запоминая последовательность;
- образец закрывается;
- выложить по памяти этот ряд из индивидуального раздаточного материала;
- повторная демонстрация образца;
- проверка правильности выполнения — в различных вариантах контроля.
Протяженность ряда постепенно растет — по мере тренировки детей.
Последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Назовите первое число слева; первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (Слева направо).
- Прочитайте ряд в обратном порядке (т.е. справа налево). Как изменяется величина чисел в этом направлении? (Уменьшается).
- Покажите число 4. Есть ли у него соседи в ряду? (3 и 5). Какое число стоит слева от 4? Больше или меньше оно, чем 4?
- Назовите соседа числа 4 справа, сравните по величине (вправо числа возрастают). Аналогично рассматриваются и другие числа.
- «Показать соседа слева» Ведущий называет с паузами числа: 7, 3, 9, 5… Учащиеся показывают соответственно: 6, 2, 8, 4…, после чего повторяется вывод о величине числа, стоящего левее в ряду чисел.
- «Показать соседа справа» — проводится аналогично. В зависимости от школьного опыта детей такие задания в пределах 20 и 100 могут выполняться письменно.
- «Вернуть число на место». На наборном полотне демонстрируется числовой ряд, в котором пропущено любое число, например: 1 2 3 4 5 6 8 9.
Образец ответа: «Пропущено число 7. Оно больше 6 на одну единицу, а значит, должно стоять справа от него». Или: «Число 7 на единицу меньше 8, его надо поставить слева от 8».
Графическое воспроизведение направлений.
- Предварительно показать рукой в воздухе направления: сверху вниз; снизу вверх; справа налево; слева направо.
- Расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее в тех же направлениях. «Прочитать» направления.
Работа в тетрадях (исходные точки размечаются заранее).
Обозначить на строке четыре точки. Задание — поставить знак «+»:
от первой точки — снизу, от второй — сверху, от третьей — слева, от четвертой — справа
Обозначить на строке четыре точки. От каждой точки провести стрелку в направлении:
1 — вниз, 2 — вправо, 3 — вверх, 4 — влево
На двух строчках отметить по 8 точек.
- Мысленно сгруппировать точки в квадраты, обведя пальцем каждый из них (четыре квадрата).
- В первом квадрате выделить карандашом первую верхнюю точку, затем первую нижнюю, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Аналогично выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх.
- Во втором квадрате выделить первую верхнюю точку, затем вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Аналогично нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево.
- В третьем квадрате выделить первую верхнюю точку и вторую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо — сверху вниз.
- В четвертом квадрате выделить первую нижнюю точку и вторую верхнюю. Соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу вверх.
- «Прочитать» направления стрелок во всех выполненных заданиях.
Как показывает практика, все эти упражнения хорошо сочетать с упражнениями для развития мозга, а также рекомендую подключить графические диктанты, различные математические игры, игры на развитие внимания, мышления, логики.
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!