
Все родители хотят, чтобы их ребёнок хорошо учился. Во многом успешность обучения зависит от качества и скорости чтения.
Чем лучше ребёнок читает, тем он быстрее и качественнее воспринимает информацию.
Совершенствование навыков чтения — это целенаправленный процесс, который достигается путём выполнения определенных упражнений. Затягивать этот процесс не стоит и необходимо уже в начальных классах довести скорость чтения ребёнка до оптимального значения 100-120 слов в минуту.
Упражнения для увеличения скорости чтения в начальных классах
Упражнение «Чтение — Стоп»
По команде «Чтение» ребенок начинает читать текст до команды «Стоп». Тогда он прекращает читать и отрывает взгляд от страницы. Вы снова даете команду «Чтение». Задача ребенка — быстро найти место, на котором он остановился в прошлый раз, и начать читать с него.
Проговаривание чистоговорок
Чистоговорки — это стихотворные упражнения, которые позволяют развить артикуляционный аппарат ребёнка. Ведь часто бывает так, что мозг ребенка прочитал правильно и быстро, а неразвитый речевой аппарат не позволяет проговорить ребенку прочитанное быстро и правильно. Чистоговорки бывают на различные звуки, поэтому можно подобрать для ребёнка необходимое для него звукопроизношение. также чистоговорки легко составить самим.
Примеры чистоворок:
- Ал-ал-ал — мяч в ворота не попал.
- Ил-ил-ил — по реке плыл крокодил.
- Ол-ол-ол — начинается футбол.
- Лю-лю-лю – маму очень я люблю!
- Ра-ра-ра — нам гулять идти пора
- Ры-ры-ры — прокачусь-ка я с горы.
- Ру-ру-ру – начинаем мы игру.
- Ар-ар-ар — подарили Варе шар.
- Рю-рю-рю – кашу Ване я варю.
- Ри-ри-ри — прилетели снегири.
- Арь-арь-арь – будем мы читать букварь.
- Ры-ры-ры — в камышах живут бобры.
- Ша-ша-ша — мама моет малыша
- Шу-шу-шу — шарф повяжем малышу
- Шо-шо-шо — в нашем доме хорошо
- Шо-шо-шо — летом в парке хорошо
- Ащ-ащ-ащ — мы купили плащ
- Ущ-ущ-ущ — за забором плющ
- Ща-ща-ща — мы несем домой леща
- Щё-щё-щё — повторим ещё? и т.д.
Более подробно о чистоговорках можно почитать по ссылке.
Поиск загаданного слова
Попросите ребенка найти в незнакомом тексте загаданное вами слово. Задача — найти загаданное слово как можно быстрее. Чтобы ребёнку было интереснее играть, можно загадывать и находить слова по очереди.
Разучивание скороговорок
Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата. Скороговорки хорошо проговаривать в качестве разминки перед чтением. Тем самым развивается речевой аппарат и вы заметите насколько меньше ошибок будет делать малыш при прочтении текста.
Примеры скороговорок:
Розу розовую Розе Боря в праздник подарил.
Боря улыбается: роза Розе нравится!
На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.
Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека — цап.
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!
От топота копыт пыль по полю летит.
Более подробно о скороговорках читайте в статье Детские скороговорки для развития речи.
Там же вы сможете найти подборку самых интересных и удачных скороговорок.
Чтение в темпе скороговорки
Для начала необязательно читать в темпе скороговорки весь текст. Достаточно выбрать одно предложение. Лучше взять среднее по длине предложение, в словах которого ребёнок спотыкался или прочитывал с ошибками. И это одно предложение читать до тех пор, пока ребёнок не сможет проговорить его чисто и в достаточно быстром темпе.
Упражнение «Фотоглаз»
За отведённое время ученик должен «сфотографировать» столбик слов (для начала около 5 слов) и ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово. Начинать необходимо с трехбуквенных слов, постепенно увеличивая число букв в словах, да и самих слов в столбике.
Чтение только гласными буквами
Прекрасное упражнение, позволяющее убрать многие ошибки при чтении, в частности потерю строчки и задержку прочтения при переходе с одной строки на другую.
Чтение слоговых таблиц
Слоговые таблицы помогают отработать необходимые звукосочетания. вызывающие у ребёнка трудности при чтении. В частности особую пользу при работе над скоростью чтения приносит работа с таблицами на стечение согласных.
Также рекомендую книгу:
О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ
Вы получите:
- готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
- 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
- профессиональную методику работы с таблицами.
Самые результативные методики позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.
Ребенок получит:
- улучшение навыков чтения;
- повышение скорости чтения;
- улучшение дикции;
- понимание прочитанного;
- развитие мышления и внимания;
- расширение словарного запаса;
- повышение уверенности в себе.
Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.
Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.
Многократное прочтение (4-5 раз) одного и того же текста
Казалось бы зачем читать одно и того несколько раз? Но это упражнение прекрасно тренирует не только речевой аппарат ребёнка, придаёт ему уверенность в собственные силы, но и расширяет ближайшие горизонты достижения следующего результата.
Выразительное чтение отработанной части текста с переходом на незнакомую часть текста
Когда скорость чтения низкая, то внимание ребёнка всё сосредоточено лишь на том, чтобы правильно перевести графический образ букв в звук. Как правило, понимание, а тем более выразительность уходят на второй план. В данном случае многократное прочтение с заходом на незнакомую часть текста, позволит постепенно не только увеличить скорость чтения, но и понимание прочитанного.
Зрительные диктанты
Полезнейшее упражнение, которое следует выполнять о определенным правилам. Более подробно с правилами написания зрительных диктантов можно ознакомиться, перейдя по ссылке.
Пересказ с опорой на текст (с подглядыванием)
Суть упражнения сводится к тому, что ребёнку необходимо быстро выхватить глазами из текста необходимую информацию, что позволяет легче перейти от слогового чтения к чтению целыми словами.
Упражнение «Чтение вверх ногами»
Это упражнение нравится всем детям. Переверните книгу и предложите ребенку почитать ее вверх ногами. Поначалу с этим могут возникнуть трудности, но постепенно ребенок научится. В качестве рекомендации могу сказать, что поначалу нужно брать крупный шрифт.
Упражнение «Чтение нейротекстов»
Нейротексты тренируют мозг ребенка и помогают детям улучшить навыки чтения и понимания текста. Эти тексты обычно содержат особые элементы, необычные деформации и приемы, которые помогают мозгу лучше обрабатывать информацию и запоминать ее.
Ольга Наумова «Квадратное чтение» Начальный уровень
Эксклюзивное пособие. Авторская разработка!
Чтение этих необычных текстов и выполнение заданий способствует увеличению скорости чтения, формированию навыков смыслового чтения, развитию внимания.
В этой книге вам предлагается:
• Тексты, написанные в разных направлениях;
• Количество слов в текстах 15-30;
• Вопросы к каждому тексту и задания для развития техники чтения и мозга;
• Методические рекомендации для продуктивной работы.
Работа с такими текстами максимально включает в работу мозг ребенка и в разы увеличивает продуктивность занятий.
Чтение таких текстов может восприниматься ребенком как игра. При этом идет развитие техники чтения, образного мышления, внимания, памяти, умения понимать прочитанное.
В результате у ребенка:
• увеличивается скорость чтения;
• развивается внимание и память;
• вырабатываются навыки осознанного чтения;
• развиваются навыки самоконтроля;
• развивается речь и умение работать с текстом;
• уменьшается количество ошибок при письме;
• облегчается процесс написания изложений и сочинений;
• улучшение учебных показателей.
Ольга Наумова «Квадратное чтение» Средний уровень
В этой книге вам предлагается:
• Тексты, написанные в разных направлениях;
• Количество слов в текстах 35-55;
• Вопросы к каждому тексту и задания для развития техники чтения и мозга;
• Методические рекомендации для продуктивной работы.
Ольга Наумова «Квадратное чтение» Сложный уровень
В этой книге вам предлагается:
• Тексты, написанные в разных направлениях;
• Количество слов в текстах 60-130;
• Вопросы к каждому тексту и задания для развития техники чтения и мозга;
• Методические рекомендации для продуктивной работы.
В конце статьи вы найдете другие пособия с нейротекстами.
Работа с таблицами Шульте
Это упражнение просто необходимо при работе над увеличением скорости чтения. Познакомиться с ним более подробно и скачать таблицы Шульте можно по ссылке.
Лабиринты
Как правило, дети любят лабиринты. Для них это игра. Но, для того, чтобы лабиринты стали упражнением для увеличения скорости чтения, их следует проходить одним взглядом, без использования карандаша. После того, как ребёнок взглядом отыщет верный путь, попросите его показать вам эту дорожку уже пальчиком или карандашом. Находить путь можно от старта к финишу и наоборот. Лабиринты необходимо постепенно усложнять.
Начинать работать с лабиринтами можно уже с 3-4 лет. Для малышей интересно будет не просто пройти лабиринт, а помочь кому-нибудь, например, какому-нибудь животному или насекомому преодолеть трудность запутанного пути и достичь цели. Так игра превращается в полезное упражнение. А если потом ребенок еще имеет возможность раскрасить героя маленького приключения, то это добавляет дополнительную мотивацию.
Примеры страниц из моей книги О. Наумова «Лабиринты для детей. Простой уровень 4+»
В книге 50 лабиринтов и все они различной структуры, формы и сложности.
Книга рекомендована детям с 4 лет. Но советую ориентироваться на своего ребенка. Задания построены по системе «от простого к сложному».
Следующая книга О. Наумова «Лабиринты для детей. Средний уровень 7+» содержит лабиринты среднего уровня сложности и рекомендована детям с 7 лет. Хотя для первоклассников будет интересен и предыдущий вариант.
Лабиринты среднего уровня (их в книге тоже 50) уже удобно использовать не только для развития вышеперечисленных навыков и умений, но при совершенствовании техники чтения ребенка и развития навыков скорочтения. Для этого, напомню, ребенок проходит лабиринт только глазами, не используя палец или карандаш.
Для ребят еще постарше или же для тех, кому лабиринты среднего уровня даются уже легко, есть 50 достаточно сложных для прохождения лабиринтов. Они также разнообразной формы, структуры и все более усложняются к концу книги. Их вы найдете в книге О. Наумова «Лабиринты для детей. Сложный уровень 9+»
Работу с лабиринтами трудно переоценить. Лабиринты помогают сосредотачиваться, удерживать внимание и прекрасно тренируют память. В результате ребёнок становится более внимательным, ему становится легче понимать прочитанное, проще найти ответы на вопросы, выделить главную мысль.
Тексты для скорочтения
Это хорошие результативные упражнения для увеличения скорости и улучшения качества чтения ребенка. Но для отработки данных упражнений лучше брать подходящие по возрасту ребенка тексты, а еще лучше брать готовые, специально обработанные тексты. ЭТО УДОБНО! Это экономит время.
Вот несколько примеров:
Предлагаю вам скачать такие тексты.
Они включены в профессиональный тренинг по скорочтению и развитию речи ребёнка. Я сама пользуюсь им на практике и получаю отличные результаты.
Кроме развития навыков скорочтения в тренинг включены задания по развитию речи и внимания.
В тренинге используются вышеперечисленные и еще другие, не менее эффективные приёмы.
Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.
Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.
Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.
Получить ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи»
О. Наумова «Спиральное чтение»
Чтение спиральных текстов и выполнение заданий способствует формированию навыков осмысленного чтения, увеличению скорости чтения и развитию речи.
В этой книге вам предлагается:
- 2 варианта спиральных текстов разного уровня сложности (количество слов в текстах 20-50);
- Задания к каждому тексту;
- Методические рекомендации для продуктивной работы.
Работа с такими текстами максимально включает в работу мозг ребенка и в разы увеличивает продуктивность занятий.
Чтение необычных текстов воспринимается ребенком как игра. При этом идет развитие образного мышления, внимания, памяти, умение понимать прочитанное.
О. Наумова «Зашумленные тексты для чтения и пересказа»
Навык качественного чтения и письма зависит от состояния зрительного восприятия и внимания ребенка.
Чем лучше ребенок распознает зрительные образы, тем лучше он читает и грамотнее пишет.
Работа с зашумленными текстами максимально включает в работу мозг ребенка и в разы увеличивает продуктивность занятий. При этом идет развитие образного мышления, внимания, памяти, умение понимать прочитанное.
В книге вы найдете:
- Зашумленные тексты с вопросами;
- Тексты с вопросами для чтения, пересказа, проверки техники чтения;
- Методику работы с зашумленными текстами;
- Варианты проработки с максимальной продуктивностью;
- Упражнения для развития речи и понимания прочитанного.
В результате у ребенка:
- увеличивается скорость чтения;
- развивается внимание и память;
- вырабатываются навыки осознанного чтения;
- развиваются навыки самоконтроля;
- развивается речь;
- уменьшается количество ошибок при письме;
- облегчается процесс написания изложений и сочинений;
- улучшение учебных показателей.
Подходит для индивидуальных и групповых занятий.
Удобна для распечатывания и использования.
Серия книг «Зашумленные тексты» состоит из трех частей.
Тексты отличаются количеством слов, сложностью и степенью зашумленности.
Желательно проработать по всем трем уровням сложности.
Уровень 1
Количество слов в текстах 25-55. Простая шумовка.
Уровень 2
Количество слов в текстах 35-75. Наклонная шумовка.
Уровень 3
Количество слов в текстах 45-95. Сложная шумовка.
О. Наумова «Сердечное чтение»
В этой книге вам предлагается:
- Тексты, изогнутые в виде сердца разного уровня сложности
- Количество слов в текстах 50-115;
- Вопросы и задания к каждому тексту;
- Методические рекомендации для продуктивной работы;
- Интересные иллюстрации для раскрашивания.
Чтение таких текстов может восприниматься ребенком как игра. При этом идет развитие техники чтения, образного мышления, внимания, памяти, умения понимать прочитанное.
В результате у ребенка:
• увеличивается скорость чтения;
• развивается внимание и память;
• вырабатываются навыки осознанного чтения;
• развиваются навыки самоконтроля;
• развивается речь;
• уменьшается количество ошибок при письме;
• облегчается процесс написания изложений и сочинений;
• улучшение учебных показателей.
Книга в формате pdf, 96 страниц.
Рекомендуемый возраст 7+.
Подходит для индивидуальных и групповых занятий.
Удобна для распечатывания и использования.
Регулярно грамотно проверяйте скорость чтения своего ребёнка. И помните, что регулярные ежедневные занятия дадут самый заметный результат. Желаю удачи!
С уважением, Ольга Наумова
Заходите также в КНИЖНУЮ ЛАВКУ!
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Приобрела Ваш тренинг. Это просто кладезь полезных упражнений. Спасибо большое! За лето мы теперь точно мой сын научится читать хорошо. Я очень рада, что нашла ваш сайт!
Благодарю!
Добрый день, будет ли полезным тренинг для ребенка читающего (не бегло)? Сын в первом классе, читает, но нужны задания на внимание, т.к. при письме бывает пропускает буквы. Может, есть другое пособие?
Здравствуйте, Ольга! Однозначно ДА! Улучшится не только техника чтения, но и внимание, речь. Также советую дополнительно пописать зрительные диктанты https://naymenok.ru/zritelnyie-diktantyi/, побольше поработать с лабиринтами https://naymenok.ru/labirinty-dlya-detej/ и с таблицами Шульте https://naymenok.ru/tablitsyi-shulte-dlya-detey/.
Спасибо, очень полезная и интересная статья! Будем применять на практике. А можно ли Ваш тренинг использовать при подготовке к школе? Дочка уже читает около 20 слов в минуту.
Конечно, Елена! Улучшится не только скорость чтения, но и разовьется внимание, речь и мышление ребенка. В школе будет учиться намного легче. Рекомендую!
Супер! Занимаемся по Вашим пособиям. Результат оооочень радует. Ребенок с удовольствием проходит лабиринты) Тексты не скажу что просто даются, но с каждым разом все легче. Сейчас подключили Нейроалфавит Ваш) Он и правда заставляет мозг работать быстрее. Прошли уже 3 уровня!)) Спасибо Вам огромное за Ваши бесценные пособия. Они сэкономили нам кучу нервов и денег) Теперь сама, как репетитор)
Светлана, очень рада Вашим результатам! Продолжайте занятия. Желательно каждый день выполнять хотя бы 1-2 упражнения Тренинга. Замечательно, что подключили НЕЙРОАЛФАВИТ https://monecle.com/buy/54907. Процесс пойдет еще быстрее. Наверное уже заметили, как улучшились и внимание, и память ребенка.
Да, да! Спасибо огромное. Нейроалфавит делаем всей семьей, даже бабушка) Внимание и память нужны всем! Сына уже учительница хвалит! Говорит, что он не только стал читать лучше, но и стал более внимательным на уроках!
Занимайтесь! По работе и награда!