
Достаточно часто родители обеспокоены тем, что ребёнок медленно читает, да и пишет с ошибками. Хочется помочь маленькому ученику, но не всегда есть возможность тратить дополнительные средства на репетитора-профессионала. Что же делать в этом случае и можно ли самостоятельно помочь своему ребёнку?
Как научить ребенка читать быстрее?
Для этого существует множество способов. О некоторых из них я уже рассказывала в статье «Как увеличить скорость чтения ребёнка».
Также необходимо учитывать причины из-за которых тормозится техника чтения ребенка.
А сейчас хочу поделиться с вами ещё одной эффективной методикой.
Психологами установлено, что развитие техники чтения часто замедляется из-за слаборазвитой оперативной памяти учащихся. Например: ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до 3-4 слова, он забывает первое слово. Поэтому он не может уловить смысла предложения, не может связать все слова воедино. В таком случае, естественно, возникает необходимость работы над оперативной памятью.
Попробуйте писать с ребёнком не просто диктанты, а зрительные диктанты. Зрительный диктант отличается от привычного диктанта тем, что текст, предназначенный для записи, прочитывается самим ребёнком. Но для увеличения скорости чтения, нужно использовать еще и специальную методику, описанную ниже.
Опираясь на свой многолетний личный опыт, могу с уверенностью сказать, что данное упражнение помогает всем, без исключения, детям.
Написание зрительных диктантов способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости.
Когда можно начинать писать зрительные диктанты?
Опять же, опираясь на свой практический опыт, могу с уверенностью сказать, что начинать писать зрительные диктанты можно уже во втором полугодии первого класса. Даже скорее нужно, чем можно!
Зрительные диктанты по методике профессора И.Т.Федоренко
Методика даёт реальные и быстрые результаты на практике. Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. На начальном этапе работы объём предложения составляет минимальное количество слов. Наращивание длины предложений происходит постепенно.
Первое предложение первого набора наиболее краткое, всего 8 букв. В последнем предложении последнего набора 46 букв. Время работы со всеми наборами примерно два месяца. За это время оперативная память развивается настолько, что ребёнок может запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Теперь он легко улавливает смысл, читать ему становится интересно, и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.
Обязательно ознакомьтесь с правилами. Только при строгом их выполнении можно получить желаемый результат!
Правила написания зрительных диктантов
- При проведении диктантов ребёнку по очереди показывают для запоминания предложения, которые он прочитывает молча, а затем записывает. Время экспозиции небольшое — от 4 до 7 секунд (оно указано для каждого предложения). На шесть предложений одного набора уходит обычно от 5 до 8 минут.
- С одним набором предложений следует работать до тех пор, пока ребенок не будет писать все правильно. Т.е. использовать один набор в течение нескольких дней. В среднем на каждый набор уходит три дня, а всего для отработки всех 18 наборов — два месяца. За этот небольшой срок можно развить оперативную память, но при следующих условиях:
- Зрительные диктанты надо писать ежедневно. При ежедневном написании зрительных диктантов прибавка скорости чтения за два месяца составляет в среднем 44 слова в минуту. При уменьшении частоты тренировок память развивается гораздо хуже.
- Постепенное наращивание длины предложений обеспечивает постепенное нарастание трудностей чтения и запоминания, облегчает процесс тренировки.
- Предложения читаются обязательно молча.
- Записываются предложения лучше на отдельных листах, чтобы при повторной работе не мешали предыдущие записи.
- Если ребёнок легко запоминает короткие предложения, то переходите к следующему набору.
- По мере перехода к длинным предложениям ребёнок может не успевать прочитывать и запоминать. Для этого и существует тренировочный режим. Теперь надо каждый набор повторять несколько дней подряд.
Тексты зрительных диктантов по И.Т. Федоренко
№ | Предложения | Число букв | Время экспозиции (с) |
1 | Набор №1 Тает снег. |
8 |
4 |
1 | Набор №2 Трещат морозы. |
12 |
6 |
1 | Набор №3 Прилетели птички. |
15 |
8 |
1 | Набор №4 Дятел долбил дерево. |
17 |
8 |
1 | Набор №5 Солнышко светит и греет. |
20 |
6 |
1 | Набор №6 Зимой река покрылась льдом. |
23 |
5 |
1 | Набор №7 Небо покрылось серыми тучами. |
25 |
4 |
1 | Набор №8 Идёт дождик. | 1 0 |
5 |
1 | Набор №9 Вода в море солёная на вкус. |
22 |
7 |
1 | Набор №10 Москва – столица нашей Родины. |
24 |
5 |
1 | Набор №11 Весело колосится густая рожь. |
25 |
4 |
1 | Набор №12 Мальчики принесли сухих веток. |
26 |
4 |
1 | Набор №13 Давно скосили и убрали луга и поля. |
28 |
4 |
1 | Набор №14 Поднялась за рекой большая серая туча. |
32 |
4 |
1 | Набор №15 Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород. |
34 |
4 |
1 | Набор №16 В тайге водятся хищные животные: волки, рыси. |
36 |
5 |
1 | Набор №17 Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. |
38 |
5 |
1 | Набор №18 Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем. |
42 |
7
|
В индивидуальной работе с ребенком (да и с группой детей) удобно использовать тексты зрительных диктантов, напечатанные крупным шрифтом. В своей работе я использую презентацию.
Вы можете скачать её бесплатно:
Презентация Зрительные диктанты Федоренко
Таким образом, использование данной методики развивает внимание и память ребёнка, способствует быстрому наращиванию скорости чтения. Кроме того, для увеличения скорости чтения, советую подключить различные эффективные упражнения, с которыми можно ознакомиться в статье «Скорость чтения ребёнка».
Помочь преодолеть все эти проблемы и увеличить скорость чтения ребенка помогают также специальные тексты и упражнения по скорочтению.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок читал быстрее и имел развитую речь, советую обратить внимание на ТРЕНИНГ по скорочтению и развитию речи. В нем вы найдете готовые интересные для детей тексты и упражнения, которые помогут вам увеличить скорость чтения вашего ребенка в короткие сроки.
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе.
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Ольга Наумова «Нейросписывание 1 класс»
Удивительное по своей эффективности и результативности пособие! Вызывает у ребенка интерес и стимулирует учебную мотивацию!
Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.
Данное пособие содержит:
- Небольшие, но зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
- Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
- Методические рекомендации для эффективной работы.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Задания рассчитаны на возраст 7+.
Пособие полезно использовать для учащихся 1 классов, а также во время летних каникул перед 2-ым классом.
Ольга Наумова «Нейросписывание 2 класс»
Задания рассчитаны на возраст 8+.
Пособие полезно использовать для учащихся 2 классов, а также во время летних каникул перед 3-им классом.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этой рабочей тетради.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Весна
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Спасибо!!! Очень полезный материал. Обязательно использую его в работе.
Пожалуйста,Татьяна!
Подскажите, пожалуйста, если ребенок в зрительном диктанте Федоренко допускает орфографические ошибки (1-2), но прочитать и запомнить предложение успевает, нужно ли писать этот же диктант еще раз?
Да, Виктория, желательно. Внимание ребенка, в данном случае, направлено на запоминание предложений. Поэтому снижен орфографический контроль. Необходимо разобрать допущенные ошибки и написать диктант еще раз. Как вариант, можно предложить ребенку написать все 6 предложений сразу.
Спасибо!!!
Здравствуйте ! Что делать , если ребенок не успевает прочитать/запомнить предложение? Все равно записать, что успел прочесть?
Здравствуйте, Екатерина! Начинайте с самых первых диктантов. В них очень короткие предложения. Также советую подключить дополнительные упражнения для увеличения скорости чтения. Почитайте об этом в статье: https://naymenok.ru/kak-nauchit-rebenka-bystree-chitat/
Добрый день! Я не поняла методику. В один день мы даём ребёнку для написания одно предложение? Или все шесть, давая ознакомиться с каждым отдельно? По истечению трех дней ребёнок должен самостоятельно написать все 6 предложений?
Здравствуйте, Татьяна! Каждый раз, и желательно ежедневно, ребенок записывает все 6 предложений. Писать один и тот же набор из шести предложений следует до тех пор, пока ребенок не напишет их правильно. Обычно это 2-3 раза (дня), но все индивидуально)
Ольга, здравствуйте! А если ребенок приходит на занятие 2-3 раза в неделю. Будет ли толк от таких занятий?
Здравствуйте, Анна! Будет, но слабее. Обычно, когда я занимаюсь с детьми 2-3 раза в неделю, то, кроме зрительных диктантов, даю ребенку и другие не менее эффективные упражнения. В комплексе получается быстрый и стойкий результат. Наверняка ваш преподаватель тоже владеет подобными методиками. А просто зрительные диктанты вы можете писать с ребенком дома самостоятельно и ежедневно, если есть желание.
Живем в деревне) Ваш сайт очень помогает! Спасибо!
Пожалуйста, Алла!
Здравствуйте!
Так и непонятно: показывать нужно одно предложение или все сразу?
Здравствуйте, Елена! Почему непонятно? В статье четко обозначено «При проведении диктантов ребёнку по очереди показывают для запоминания предложения, которые он прочитывает молча, а затем записывает».
Здравствуйте. А для первого класса (уже заканчивают 1 класс) подойдут последние диктанты? Не будет сложно?
Здраствуйте, Елена! А со всеми предыдущими диктантами ребенок справился?
Мы пока не писали. Только сейчас прочитали вашу статью. Я просмотрела диктанты и мне показалось, что для 1 класса сложноваты тексты. Можно заменить их?
Целесообразно начать писать зрительные диктанты, начиная с первого. Возможно, что и не придется ничего заменять. Закономерное усложнение в данном упражнении обязательное условие.
Можно ли заменять предложения на аналогичные по длине и сложности?
Да, конечно. Можете придумать свои предложения.
Добрый день! Ребёнок в 3 классе. Изложение пишет на 2 много ошибок, подойдёт ли ему этот зрительный диктант и тоже надо писать с первого набора? Спасибо.
Добрый день, Нина! Поможет, но полностью проблему не решит. По всей видимости ребенку нужны более глубокие занятия и комплексный подход.
Спасибо за ответ, но что значит комплексный подход ? Только репетитор? А как найти действительно знающего репетитора ? Спасибо.
Комплексный подход подразумевает не только подтягивание ребенка по учебным предметам, но и специальные упражнения для развития мозга, внимания, памяти и т.д. Чтобы сказать что-то более конкретное нужно больше информации о Вашем ребенке. Если есть необходимость и серьезный настрой на работу, то мы можем пообщаться в личной переписке.