Развиваем пространственные представления

ориентирование в пространстве задания для детей

Некоторые дети испытывают сложности при ориентировании в окружающем пространстве, определении правой и левой сторон, положения предметов  по отношению к себе и другим.

Как же развить пространственные представления у ребёнка?

Выход только один — тренировать и развивать пространственное мышление.

Для этого следует выполнять определённые виды заданий:

  • Определение последовательности предметов или их изображений, а также графических знаков. Такие задания способствуют тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.
  • Вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков.
  • Изучение предлогов, которые имеют конкретное пространственное значение.
  • Определение схемы собственного тела, правого и левого направлений в пространстве;
  • Изучение пространственных взаимоотношений объектов и графическое обозначение направлений.

Пространственные представления

И. Садовникова в своей книге «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» предлагает следующие тренировочные упражнения.


Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела.

  •  Поднять свою «главную» руку, назвать ее (правая);
  • Поднять другую руку, назвать ее (левая). У некоторых детей (левшей) ответы будут обратные. Желательно рассмотреть такие случаи и отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми и это следует запомнить.

  • Соотнести части тела с правой рукой, назвать их (правая щека, нога)
  • По инструкции взрослого показать, например, правую бровь, левый локоть.

Детей следует упражнять до появления уверенной ориентировки их в схеме собственного тела.


Определение направлений в пространстве:

  • вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, т.е. справа;
  • аналогично – слева;
  • повернуть голову влево, вправо;
  • наклонить голову к правому плечу; к левому плечу, т.е. вправо, влево.

Уточнение пространственных взаимоотношений:

  • стоя в колонне, назвать стоящего впереди, стоящего сзади;
  • стоя в шеренге, назвать стоящего слева, стоящего справа.

На демонстрационном полотне с прорезями для картинок расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от ёлки.

Это задание можно проделать также на листе бумаги.


Сидя за столом, определить его правый и левый края.

  • Поднять руку тем, кто сидит за правой половиной стола. Аналогично — сидящим слева.

       Пространственные представления

  • Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой («Петя справа от меня»).
  • Определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа («Я сижу слева от Пети»).

Пространственные представления


Знакомство со схемой тела стоящего напротив.

  • Ребёнок, стоя спиной к другим детям, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что, стоящий перед ними, правильно выполнил инструкцию.

Пространственные представления

  • Не опуская поднятой руки, ребёнок поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противо­положном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга. Все, желающие убедиться в этом, поочередно проделывают это задание.

Работа в парах.

  • Стоя попарно лицом друг к другу, по команде взрослого один из каждой пары определяет сначала у себя, а затем у товарища правую руку, левое плечо и т.д. Второй ребёнок при необходимости должен исправить ошибку. Затем роли меняются.
  • В том же исходном положении один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой комментирует, например: «Это твое правое колено».

Определить, какой рукой нам машет девочка из окна вагона.

Пространственные представления


Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей

  • спинкой вверх;
  • спинкой вниз.

Пространственные представления


Определить левый и правый карманы у джинсов (вариант А — рис. 11) (вариант Б — рис. 12).

Пространственные представления


Определить, след правой или левой ноги от­печатался на песке.

Как определяют правый и левый берег реки?


Семья на прогулке

  • Определить на рисунке «Семья на прогулке», с какой стороны относи­тельно других находится каждый член семьи (спра­ва, слева?). Сравнить с рис. 2 к заданию 8. Чем объяснить несовпадение ориентации на этих двух рисунках?

Пространственные представления


Зрительный диктант

Зрительный диктант (на материале геометрических фигур, различных трафаретов и т.п.).

Проводится следующим образом:

  • рассмотреть образец (ряд фигур или изображений предметов);
  • перечислить их несколько раз, запоминая последо­вательность;
  • образец закрывается;
  • выложить по памяти этот ряд из индивидуального раздаточного материала;
  • повторная демонстрация образца;
  • проверка правильности выполнения — в различных вариантах контроля.

Протяженность ряда постепенно растет — по мере тренировки детей.


Последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка:

1  2  3  4  5  6  7  8  9

Назовите первое число слева; первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (Слева направо).

  • Прочитайте ряд в обратном порядке (т.е. справа налево). Как изменяется величина чисел в этом направлении? (Уменьшается).
  • Покажите число 4. Есть ли у него соседи в ряду? (3 и 5). Какое число стоит слева от 4? Больше или меньше оно, чем 4?
  • Назовите соседа числа 4 справа, сравните по величине (вправо числа возрастают). Аналогично рассматриваются и другие числа.
  • «Показать соседа слева» Ведущий называет с паузами числа: 7, 3, 9, 5… Учащиеся показывают соответственно: 6, 2, 8, 4…, после чего повторяется вывод о величине числа, стоящего левее в ряду чисел.
  • «Показать соседа справа» — проводится аналогично. В зависимости от школьного опыта детей такие задания в пределах 20 и 100 могут выполняться письменно.
  • «Вернуть число на место». На наборном полотне демон­стрируется числовой ряд, в котором пропущено любое число, например: 1 2 3 4 5 6 8 9.

Образец ответа: «Пропущено число 7. Оно больше 6 на одну единицу, а значит, должно стоять справа от него». Или: «Число 7 на единицу меньше 8, его надо поставить слева от 8».


Графическое воспроизведение направлений.

  • Предварительно показать рукой в воздухе направления: сверху вниз; снизу вверх; справа налево; слева направо.
  • Расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее в тех же направлениях. «Прочитать» направления.

Работа в тетрадях (исходные точки размечаются заранее).

Обозначить на строке четыре точки. Задание — поставить знак «+»:

от первой точки — снизу,  от второй — сверху, от третьей — слева, от четвертой — справа

Обозначить на строке четыре точки. От каждой точки провести стрелку в направлении:

1 — вниз, 2 — вправо, 3 — вверх, 4 — влево

На двух строчках отметить по 8 точек.

  • Мысленно сгруппировать точки в квадраты, обведя пальцем каждый из них (четыре квадрата).
  • В первом квадрате выделить карандашом первую верхнюю точку, затем первую нижнюю, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Аналогично выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх.
  • Во втором квадрате выделить первую верхнюю точку, затем вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Аналогично нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево.
  • В третьем квадрате выделить первую верхнюю точку и вторую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо — сверху вниз.
  • В четвертом квадрате выделить первую нижнюю точку и вторую верхнюю. Соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу вверх.
  • «Прочитать» направления стрелок во всех выполненных заданиях.

Как показывает практика, все эти упражнения хорошо сочетать с упражнениями для развития мозга, а также рекомендую подключить графические диктанты, различные математические игры, игры на развитие внимания, мышления, логики.

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ym(55718239, "init", { clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true });