Проверяемая безударная гласная в корне слова — одна из важнейших и распространенных орфограмм в русском языке. Уже во 2 классе учащиеся начинают изучение данной орфограммы.
Слова с безударной гласной в корне слова можно найти в любом диктанте по русскому языку. Умение увидеть в слове безударную гласную и подобрать проверочное слово задача для многих детей непростая.
В русском языке нужно проверять написание гласных букв а, о, и, е я, когда они обозначают безударные гласные звуки.
Для безударных гласных в корне действует правило:
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.
Если гласная находится в сильной позиции (под ударением), ее хорошо слышно и понятно какую букву написать. Если же в слабой (без ударения), то необходимо использовать правило.
Существует несколько способов проверки безударной гласной в корне слова.
Диктанты даны с грамматическими заданиями. Они помогут подготовиться к проверочным диктантам и к ВПР по русскому языку.
Тексты также можно использовать для списывания.
Словарные диктанты
Диктант 1
Задание:
- Запиши слова под диктовку в столбик.
- Поставь в словах ударение и подчеркни безударную гласную.
- Рядом с каждым словом напиши проверочное слово. Выдели корень.
Грибной, зверьки, кормушки, домишко, озеро, число, поясок, большой, ковёр, хвосты, плясать, плечо, садовник, спешат, обижать.
Диктант 2
Задание:
- Запиши слова под диктовку в столбик.
- Поставь в словах ударение и подчеркни безударную гласную.
- Рядом с каждым словом напиши проверочное слово. Выдели корень.
Родник, новинка, гора, варенье, свистит, светло, скрипач, червяк, бегут, бельчата, сестра, казался, кроты.
Диктант 3
Задание:
- Запиши слова под диктовку в столбик.
- Поставь в словах ударение и подчеркни безударную гласную.
- Рядом с каждым словом напиши проверочное слово. Выдели корень.
Лесной, весна, дворы, кормушка, теснота, кричать, рядовой, катать, бобры, проверять, река, листва, длина, клевать.
Диктант 4
Задание:
- Запиши слова под диктовку в столбик.
- Поставь в словах ударение и подчеркни безударную гласную.
- Рядом с каждым словом напиши проверочное слово. Выдели корень.
Зелень, стена, стрелы, доска, родился, разносить, повар, скворечник, почтальон, гербы, моря, тащил, сажают, клевать.
Диктант 5
Задание:
- Запиши слова под диктовку в столбик.
- Поставь в словах ударение и подчеркни безударную гласную.
- Рядом с каждым словом напиши проверочное слово. Выдели корень.
Извинять, улетают, ночевать, читать, ядовитый, линейка, зеркальный, снегирь, волнушки, подарить, ходунки.
Диктант 6
Задание:
- Запиши словосочетания под диктовку.
- Поставь в словах ударение и подчеркни безударную гласную.
- Выдели корень.
Зелёный листок, сосновый лесок, гнездо для птенцов, небесная звезда, восковая свеча, звериные следы, садовые цветы, весенний вечерок, большое объявление, деревенский домишко, дворовые качели.
Диктант 7
Задание:
- Запиши словосочетания под диктовку.
- Поставь в словах ударение и подчеркни безударную гласную.
- Выдели корень.
Грибные дожди, лесные зверьки, деревянные кормушки, большое озеро, красивое число, короткий поясок, спешат домой, ядовитая змея, отварить картофель, полевая трава, примирять врагов, разредить всходы.
Диктант 8
Задание:
- Запиши словосочетания под диктовку.
- Поставь в словах ударение и подчеркни безударную гласную.
- Выдели корень.
Залезать в карман, отворить окно, полоскать горло, ледяная гора, разрядить ружье, спешить на берег, морозная зима, дождевой червяк, хороший садовник, зализать раны, малыш развивается.
Диктант 9
Задание:
- Запиши словосочетания под диктовку.
- Поставь в словах ударение и подчеркни безударную гласную.
- Выдели корень.
Ночевать в саду, поласкать кота, шерстяной ковёр, возились в саду, примерять костюм, замерзать от холода, развевается флаг, сидит на вершине, далёкая площадка, молодой человек.
Проверочные диктанты
Диктант 10
Осень
Дует холодный осенний ветер. Желтый лист шуршит под ногами на лесной тропинке. Весело свистят дрозды. Они клюют ягоды рябины. Летит стайка птиц. Это клесты ищут сосновые шишки.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Во втором предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Расставь по алфавиту и запиши в алфавитном порядке данные слова:
школа, класс, парта, урок, звонок
Диктант 11
Буря
За окнами завывала буря. Холодный ветер разгулялся в саду. Он свистел в печной трубе. Ветер с воем ломал ветви деревьев. Тяжелые деревья скрипели и стонали. Голые ветви хлестали по стеклу.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Во втором предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает звонкий согласный звук: зима, коньки, санки, горка, шапка.
Диктант 12
Осенняя погода
Наступает осенняя погода. Лес меняется и пестреет. Осень румянит листы на деревьях. Затихает жизнь зверей. Все готовятся к зиме, её ветрам, морозам, снежным метелям. Еловые чащи сохраняют зелень. Темнеет пятном тенистый бор. Опадают с берёзы листья. Вот слетел одинокий лист и упал на прямую лесную дорожку.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- В третьем предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает мягкий согласный звук: тигр, лань, косуля, белка, выдра.
Диктант 13
Поздняя осень
Скоро наступит зима. Дрожат от холода на ветру молодые деревья. А в горах уже лежит снежок. На лесных озёрах появляется ледок. В полях темнеет земля. Уже давно убрали и заготовили на зиму зерно. Хороший урожай будет кормить зимой.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Во втором предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Запиши только те слова, которые можно разделить для переноса. Обозначь место переноса чёрточкой: полёт, удар, Мария, сарай.
Диктант 14
Осенний лес
В осеннем лесу листочки на деревьях бывают разных цветов. Покраснели осинки. Зажелтели пятнистые берёзки. Лишь порой встречаются зелёные кленовые листья. Мелькают среди ветвей хвостами лисицы. Пробегают и зайцы. С наступлением холодов они поменяли расцветку. Засыпают в норе ежи. Скоро ударит большой мороз.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- В первом предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Составь предложение из данных слов. Запиши его правильно.
в, снежинки, кружатся, воздухе, белые
Диктант 15
В лесу
Зима. Мороз. На деревьях иней. Лёд сковал речку. Снег укрыл дорожки в лесу. Вдруг подул ветер. Хлопья снега упали с берёз. Пролетела синичка. Каркнул ворон. По тропе пробежал заяц. Лисий след ведёт в чащу. Под елью сугроб. Там спит медведь.
Грамматические задания:
- Выпиши из текста 3 слова с парной согласной и подбери проверочные слова.
- Подчеркни в тексте словарные слова.
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
Диктант 16
Забота о птицах
Сильные морозы сковали озера и реки. Снега засыпали землю. Тихо в лесах и полях. Природа уснула до весны. Холодный ветер гуляет кругом. Зимой птицам трудно добывать еду. Они летят к людям. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу. Я сыплю в кормушку разные семена. Птички клюют их. Зимой птицам нужна забота.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- В первом предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Сделай фонетический разбор слова мороз.
Диктант 17
Зимой
С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Матвей слепил снеговика с метлой в руке. Илья выстроил ледяной домик. У Танюши получился хороший Дед Мороз. Всем было весело.
Грамматические задания:
- Подчеркни основу в первом предложении.
- Выпиши из текста 3 слова с безударной гласной в корне слова и подбери проверочные слова.
- Составить с данными словами 3-4 предложения.
Скоро зима; лёгкий мороз; резкий ветер; дубки, березки; робкий зайчишка.
Диктант 18
Весной
Весной в лесу хорошо пахли ёлки и сосенки. От душистого аромата голова кружилась. Беленькие подснежники на лесных полянках своими листочками раздвигали сухую травку. Стволы берёзок наливались соком. На деревьях набухали клейкие почки. Наступил час пробуждения жизни в природе.
Грамматические задания:
- Выпиши из текста 3 слова с безударной гласной в корне слова и подбери проверочные слова.
- Сделай звуко-буквенный разбор слова ель.
- Подчеркни в тексте волнистой линией имена прилагательные.
Диктант 19
В лесу
Тихо шумят своими ветвями сосны. Косматые еловые лапы плотно прикрывают землю. На краю леса красиво цветёт липа. В лесу пахнет смолой и ягодами. Лес ожил. Всюду звенят птичьи голоса. Они перекликаются между собой различными звуками.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Во втором предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает звонкий согласный звук: зима, коньки, санки, горка, шапка.
Диктант 20
Утро
Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в густой листве деревьев. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрасились в яркий цвет. Заблестели на листьях капли росы. Над цветами стали кружить золотистые пчелки. Они жадно пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и легкие крылья.
Грамматические задания:
- В первом предложении выдели основу и подпиши части речи.
- Выпиши 3 слова с безударной гласной в корне слова и подбери проверочные слова.
- Подбери 3 однокоренных слова в слову цвет. Выдели корень.
- Подчеркни предлоги.
Диктант 21
Подснежники
На полях метель. Ночью ещё холодно. Лужи покрываются льдом. А под пушистым снежным ковром уже появляются подснежники. Они тянутся к тёплому солнцу. Почему же подснежники спешат цвести? Эти цветы очень любят свет. А в голом лесу света много. Зацветай скорей!
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Расставь по алфавиту и запиши в алфавитном порядке данные слова:
день, утро, полдень, вечер, ночь - 3апиши данные ниже слова в алфавитном порядке, разделяя их чёрточками для переноса:
длинный, боец, лейка, бабочка, пищать.
Диктант 22
Встреча весны
Вот и весна пришла в город. Стало тепло на дворе. Зажурчали ручьи. Из-под земли вылезла зелёная травка. Молодые липки на улицах покрылись мягкими маленькими листочками. Как радостно смотреть на них! Скоро поедем на дачу. Возьму с собой лопатку. Вскопаю грядку для вкусной репки и сладкой морковки.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- В третьем предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает мягкий согласный звук: кабан, рысь, пеликан, норка, кит.
Диктант 23
Лесная полянка
На полянке течет ручеёк. Кругом зеленая трава и много пёстрых цветов. На цветах пчелы работают. Мохнатые шмели гудят. У стройной сосенки вьются комары. За сосенкой растет смородина. У смородины стоит кудрявая рябина. А под рябиной можно увидеть малину. Часто на эту поляну приходят лесные жители.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Составь предложение из данных слов. Запиши его правильно. Выдели основу и подпиши части речи.
на, сидел, высокой, ворон, сосне. - Запиши только те слова, которые можно разделить для переноса. Обозначь место переноса чёрточкой:
закат, ива, здание, музей.
Диктант 24
Весна
Наступила весна. 3азвенела под окном прозрачная капель. 3ажурнали ручьи. На пригорках зазеленела первая травка. У реки шелестят сухие камыши. Серёжа и Миша спустились на 6ерег. 3имой они тут играли в хоккей. А сейчас утка вывела на воду своих пушистых малышей.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Во втором предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Расставь по алфавиту и запиши в алфавитном порядке данные слова:
лань, стриж, аист, волк, голубь.
Диктант 25
Скворечник
Наступила весна. Растаял во дворе пушистый сугро6. По не6у плывут 6елые о6лака. На деревьях кричат воро6ьи. Скоро прилетят скворцы. Илья смастерил для них скворечник. Мальчик повесил скворечник на 6ерёзу возле подъезда. Скорей прилетайте! До6ро пожаловать!
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Во втором предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Составь предложение из данных слов. Запиши его правильно. Выдели основу и подпиши части речи.
на, резвился, беленький, лужайке, щенок
Диктант 26
В роще
Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мёд с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Зайчик бежал к ручью. Ручей журчал по камням. Он работал. Ручей поил чистой водой людей и животных.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Запиши только те слова, которые можно разделить для переноса. Обозначь место переноса чёрточкой:
пробег, яма, София, каравай. - Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает звонкий согласный звук: Баян, труба, флейта, гитара, скрипка.
Диктант 27
Весной
Весной в лесу хорошо пахли ели и сосны. От душистого аромата голова кружилась. Белые подснежники на лесных полянах своими листочками раздвигали сухую листву. Стволы берёз наливались соком. На деревьях набухали клейкие почки. Наступил час пробуждения жизни в
природе.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Во втором предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает звонкий согласный звук: василёк, флокс, пион, гвоздика, трава.
Диктант 28
Рядом мама
В тёмном гнезде пискнул птенчик. Стрижиха быстро подлетела к гнезду. Высунулся из гнёздышка острый клюв. Мать дала малышу корм. Начался дождь. Капли дождя стучали по крыше. Птенчик крепко прижался к тёплым перьям матери. Как хорошо, когда рядом мама!
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- В первом предложении выдели основу и подпиши над каждым словом какой частью речи оно является.
- Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает мягкий согласный звук:
роза, тюльпан, ландыш, мята, камыш.
Диктант 29
Сторож
У утки были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Мы научили собаку водить к реке утят. Вот собака важно идет к реке. Утята спешат за ней. Утята ныряют в воде. Потом они гуляют на лугу. Собака сидит и зорко охраняет утят.
Грамматическое задание:
- Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.
- Составь предложение из данных слов. Запиши его правильно.
на, пряники, тарелке, лежали, сладкие - Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает звонкий согласный звук: выставка, картины, зал, портреты, художник.
Еще полезные статьи:
Орфограмма «Безударные гласные в корне слова»
С уважением, Ольга Наумова
В разы повысить грамотность ребенка помогут нейропособия:
Ольга Наумова «Нейросписывание 2 класс»
Удивительное по своей эффективности и результативности пособие! Вызывает у ребенка интерес и стимулирует учебную мотивацию!
Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.
Данное пособие содержит:
- Зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
- Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
- Методические рекомендации для эффективной работы.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Задания рассчитаны на возраст 8+.
Пособие полезно использовать для учащихся 2 классов, а также во время летних каникул перед 3-им классом.
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе.
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этого нейротренажера.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Весна
Еще полезные пособия:
О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ
Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга! Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.
В тренажере вы найдете:
- 72 таблицы для занятий;
- 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
- Четкие и удобные инструкции;
- Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.
Регулярные занятия позволят:
- улучшить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- развить внимание;
- облегчить процесс чтения и письма;
- увеличить скорость реакции;
- повысить работоспособность;
- выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
- улучшить показания в учебе.
Кому необходим этот тренажер?
- Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
- Дошкольнику при подготовке к школе;
- Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
- Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
- Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.
Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!
Заходите также в Книжную лавку за другими полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!