Игры с буквами и словами очень важны для развития детей. Но такие задания практически не включены, к сожалению, в школьную и дошкольную программу. А очень зря. Ведь они не только закрепляют знание букв, а также способствуют развитию речи, активизации навыков чтения и письма, обогащают словарный запас, формируют интерес к родному языку. Ну и конечно же развивают внимание, память и мышление.
Существует множество различных игр, которые несут огромную развивающую пользу для детей:
- Загадки;
- Шарады:
- Чистоговорки;
- Скороговорки;
- Анаграммы;
- Филворды;
- Различные буквенные ребусы и головоломки.
Игры с буквами и словами для дошкольников
Для дошколят конечно же можно включать все виды этих упражнений, регулируя сложность. Для маленьких мыслителей важна наглядность. Поэтому для дошкольников лучше использовать красочные задания с иллюстрациями.
Интересные развивающие задания для дошкольников и первоклассников можно найти в моей книге «Игры с буквами и словами». В ней много интересных нестандартных заданий, а также различные буквенные шифровки, ребусы, головоломки. Все задания требуют работу руки, что важно для развития мелкой моторики.
Приведу в пример несколько страниц
(из пособия О. Наумова » Игры с буквами и словами»)
Для ребят, которые уже умеют читать будет интересно такое задание.
Ребусы с буквами
Подробнее о ребусах в статье «Правила отгадывания ребусов».
Все эти задания взяты из моей книги «Игры с буквами и словами». В самой книге можно найти еще много других развивающих игровых заданий с буквами и словами.
Также интересными и нужными считаю задания на рифмовку. С ними можно ознакомиться в статье «Подбираем рифму».
И более подробно в книге:
Сразу скачать книгу можно по ссылке:
И очень рекомендую игру «Найди слова» или филворды.
Филворд — это буквенная шифровка, головоломка, одна из разновидностей кроссворда.
Разгадывание филвордов очень полезно для развития техники чтения ребенка.
Но кроме улучшения техники чтения при разгадывании филвордов:
- развивается внимание;
- тренируется зрительная память;
- обогащается словарный запас;
- развивается интеллект и сообразительность;
- тренируется логика.
Игры с буквами и словами для младших школьников
Для младших школьников подходят те же игры, но в усложненном варианте. Плюс можно использовать различные занимательные игры на развитие смекалки, сообразительности и расширения словарного запаса.
Игра «Найди слова»
От этой игры огромная польза как дошкольникам, так и младшим школьникам.
- развивается внимание;
- значительно улучшается техника чтения;
- тренируется зрительная память;
- обогащается словарный запас;
- развивается интеллект и сообразительность;
- тренируется логика.
Игра «Эхо»
По окончанию фразы необходимо уловить имя ребенка или другой логичный ответ. Например:
Кто съел два пломбира?
Ответ: Ира.
- Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?
- Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?
- Как зовут девочку, которая поехала на юг седьмого января?
- А восьмого июля?
- Кто не пьёт кефира?
- Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?
- Кто читает книгу «Путешествия Гулливера»?
- Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?
- Кто в зоопарке дразнит верблюда?
- Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?
- Кто за обе щеки уплетает рогалик?
- Кто, заметив паука, спрятался под диван?
- Как зовут сестру Малинина?
- Кто делает гербарий из листьев клёна, берёзы и ясеня?
- Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?
- Как зовут мальчика, который ждёт не дождётся клёва?
- Что может пироги испечь?
- Что беспокоит барана?
- Кто сидит у окошка?
- Кто любимец королев?
- Кто плавает в пруду за лесом?
- Что побило виноград?
- Кто укусил матроса?
- Что потерял мальчик, когда играл в салочки?
- Кто нашёл много косынок?
- Что видит Карлсон?
- Что разинул крот?
- Что лежит за креслом?
- Что не могут поднять снегири?
- Что носорог воткнул в пирог?
- Кто знает, где лежит удочка?
- Кто перехитрил ловца?
- Что ценит Владимир?
- Что катилось за мальчиком?
- Какое число чуть меньше, чем восемь?
- Сколько ребят шалят опять?
- Сколько зубов потерял Юра Бородин?
- Сколько поваров месят тесто?
- Кто съел плитку шоколада?
- Кто глядит из-за сарая?
- Кто сел на абрикосы?
- Кто оставил на книге автограф?
- Кто из ребят грубиян?
- Кто кружит около черёмухи?
- Что перевернули собаки?
- Что заслужил пёс за свою находчивость и ловкость?
- Что поставили на тумбочку?
- Кто трудился от заката до рассвета?
- Кому сорвали цветы на поляне?
- Кого заставили проглотить пилюлю?
Игра «Что это? Кто это?»
Десять КВА
Ранним утром на опушке
Громко квакают лягушки.
Много слов, и все слова
Всегда в себе содержат «КВА»:
В середине и в начале,
И вразбивку, и подряд…
Вы слова не раз встречали,
Пусть они заговорят!
- Этот КВА научит читать __ __ КВА __ __
- Этот – стремительно атаковать К __ ВА __ __ __ __ __ __
- Этот жажду в жару утоляет КВА __
- Этот в пустыне степенно шагает К __ __ __ ВА __
- Без этого конь лихой спотыкается __ __ __ К __ ВА
- Плавает в этом рыбка-красавица __ КВА __ __ __ __
- Этот, звук, означая, молчит __ __ КВА
- Этот даёт молоко и мычит К __ __ __ ВА
- Этот не раз вы чертили в тетрадке КВА __ __ __ __
- Эта растёт в огороде на грядке __ __ КВА
Десять ЛЮКОВ
Вот десять «ЛЮКОВ» — в любой загляни.
Ответы к загадкам подскажут они.
- Без этого не играют в хоккей __ ЛЮ __ К __
- А в этом гулять веселей и вольней __ __ ЛЮ __ К __
- Этот в руке у Бабы Яги __ ЛЮК __
- Этот пекут, как пекут пироги __ ЛЮ __ К __
- Этот не знает, что значит улыбка __ ЛЮК __
- Этот – в гнезде живущая рыбка __ __ ЛЮ __ К __
- В тот молочко наливают кошке __ ЛЮ __ __ __ К __
- Этот с болота приносят в лукошке __ ЛЮК __ __
- Этот искал Карабас Барабас __ ЛЮ __ __ К
- Этот опасен для рук и для глаз __ __ ЛЮ __ К __
Десять ЛЬВОВ
- Первый ЛЕВ – властитель домны __ __ __ ЛЕВ __ __
- А второй – цветочек скромный ЛЕВ __ __ __
- Третий ЛЕВ пасёт оленей __ ЛЕ __ __ В __ __
- Этот острый, в мыльной пене ЛЕ __ В __ __
- Пятый – корм для лошадей __ ЛЕВ __ __
- ЛЕВ – источник новостей __ __ ЛЕВ __ __ __ __
- Здесь, в седьмом, бычок вздыхает __ ЛЕВ
- Этот полю помогает __ ЛЕВ __ __
- Этот в руки взял штурвал __ __ ЛЕВ __ __
- А десятый очень вял ЛЕ __ __ В __ __
Десять РАКОВ
- Этот РАК – из хлопка сшит Р __ __ А __ К __
- Этот РАК на Луну спешит РАК __ __ __
- Этот – долгожданный день __ РА __ __ __ __ К
- Этот РАК стругает пень Р __ __ А __ __ К
- Этот – сторожил дворец __ __ РА __ __ __ К
- Этот – кисленький леденец __ __ Р __ А __ __ __ К __
- Этот – в портфеле твоём живёт __ __ __ РА __ К __
- Этот – ночью в окно ползёт __ РАК
- Этот – круг для шофёрских рук __ __ РА __ К __
- Этот – множество закорюк __ __ РАК __ __ __
Девять КОТОВ
- Этот КОТ из фланели сшит КО __ Т __
- Этот КОТ на Луну спешит КО __ __ __ __ __ __ Т
- Этот КОТ из подземных мест К __ ОТ
- Этот КОТ хворостинки ест КО __ Т __ __
- Этот КОТ в рукаве живёт __ __ КОТ __
- Этот кот на руках идёт __ К __ О __ __ Т
- Этот КОТ вызывает смех __ __ КОТ __ __
- Этот КОТ восхищает всех К __ __ __ ОТ __
- Этот КОТ проглотил письмо: сбоку – слова, на плече – клеймо КО __ __ __ __ Т
Восемь СОВ
- Эта СОВА – грузовик, а не птица. Она по шоссе с тяжким грузом помчится С __ __ О __ ВА __
- В этой – народная мудрость таится. В жизни, быть может, она пригодится __ __ С __ ОВ __ __ А
- Этой покорны и тигры, и львы, когда на арену выходят они __ __ __ С __ __ __ ОВ __ __ __ А
- В этой запасы травы ты найдёшь под крышею, где не замочит их дождь С __ __ ОВА __
- Эта питается только словами в книжке, читаемой учениками С __ ОВА __ __
- Для этой – учёный открытие дал и в диссертации всё описал __ С __ __ __ __ ОВА __ __ __
- Сердито шипит на плите СОВА эта, яичницу жарит, блины и котлеты С __ ОВ __ __ __ __ А
- Эту СОВУ ты найдёшь без подсказки, если достанешь кисти и краски __ __ СОВА __ __ __
Пять МАГОВ
- Этот придумали люди в Австралии М __ __ __ А __ Г
- Этот – и джаз, и частушки, и арии МАГ __ __ __ __ __ __ __
- Этот – прекрасный восточный цветок МАГ __ __ __ __ __
- В этом – различных товаров поток __ __ __ __ __ __ МАГ
- Этот на клумбе; он мал и красив МА __ Г __ __ __ __ __ __
Шесть ОС
- На этой ОСЕ в октябре позолота ОС __ __ А
- А эта растёт на лугу у болота ОС __ __ А
- Эта ОСА на Луну улетает __ ОС __ __ __ А __ __
- Эта на Солнце худеет и тает __ ОС __ __ __ __ А
- С этою спит в колыбели малыш __ ОС __ А
- Эта по классу крадётся как мышь __ О __ С __ __ __ __ А
Шесть СЛОНОВ
- Этот СЛОН белоголовый на столе живёт в столовой С __ ЛОН __ __
- Враг шофёров этот СЛОН, много зла приносит он С __ __ Л __ __ О __ __ Н __ __
- Этот бдителен всегда, он разводит поезда С __ __ __ ЛО __ Н __ __
- Этот огненного цвета в час заката и рассвета __ __ __ __ С __ ЛОН
- Этот СЛОН со знаком плюс СЛО __ __ Н __ __
- В этом дружба и союз С __ ЛО __ __ Н __ __ __ __ __
Игра «8 букв»
Как-то 8 букв собрались вместе и решили составить слово. Они долго менялись местами, и, наконец, это слово получилось, только читалось оно справа налево.
Разместились буквы так:
Буквы Е и С стояли после буквы К.
Буква Е стояла перед буквой Т через одну.
Буква О стояла перед буквой К, но после З.
Буква С стояла после буквы Р через одну.
Буква Р стояла рядом с буквой Т, но перед С.
Буква З стояла между буквами А и Е.
Какое слово получилось?
Игра «Слоговой аукцион»
К данному слогу прибавьте другой, чтобы получилось слово:
Например: гри…(-бы)
гал…, тык…, ли…, гу…, ве…, кни…, сло…, го…, ха… и т.д.
Игра «Слово в слове»
КАГРВО3АДИСЬКА
Где цветок, где рыба, отыскать попробуй.
НКИКВЕАЛЬС
Выплесни напиток, а металл не трогай.
СГРЕРЕАДКЛА
Здесь герой античный спрятан в дне недели.
ПЧЕАНАСЫЛ
Что над школьной дверью? Что в твоем портфеле?
Игра «Наборщик»
Для игры берется длинное слово и из букв данного слова нужно составить другие слова.
Например: Придумайте как можно больше слов из букв слова ПРОСТОКВАША
Слова для игры: ПЕРВОКЛАССНИЦА, УЧИТЕЛЬНИЦА, ФИЗКУЛЬТМИНУТКА и т.д.
Шарады
Более подробно с шарадами можно познакомиться в статье «Шарады для детей».
Обязательно давайте детям игровые задания с буквами и словами. Конечно же многое зависит от ребенка, но эти задания уже можно включать в дошкольную подготовку, тем самым развивая не только речь, но и мышление ребенка.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этой рабочей тетради.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
Предлагаю также вам скачать тексты для улучшения техники чтения, развития речи, внимания и мышления ребенка.
Хорошая техника чтения и понимание прочитанного — залог успешной учёбы!
Профессиональный тренинг по скорочтению и развитию речи ребёнка. Задания тренинга великолепно работают и дают хорошие результаты.
Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.
Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.
Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.
Ольга Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи» скачать
Регулярно грамотно проверяйте скорость чтения своего ребёнка. И помните, что регулярные ежедневные занятия дадут самый заметный результат. Желаю удачи!
С уважением, Ольга Наумова
Заходите также в КНИЖНУЮ ЛАВКУ!
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Очень интересно! Спасибо большое! Купила книги)) Это просто находка!
Благодарю за отзыв, Инна Михайловна!