Имя существительное — одна из самых распространенных частей речи в русском языке.
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Имена существительные можно склонять по падежам и имена существительные бывают трех склонений. Это абсолютно разные вещи, но из-за схожести названия, некоторые учащиеся путают эти понятия.
Просклонять имена существительные — это значит изменить по падежам.
Падежей в русском языке 6. При склонении существительных по падежам меняется форма слова, т.е. изменяется только окончание.
Например: лиса
И.п. кто? лиса
Р.п. кого? лисы
Д.п. кому? лисе
В.п. кого? лису
Т.п. кем? лисой
П.п. о ком? о лисе
Полезная статья:
Как запомнить падежи русского языка
Есть существительные, которые заимствованы из других языков. Эти имена существительные во всех падежах сохраняют свою первоначальную форму, потому они так и называются — несклоняемые существительные.
Несклоняемые существительные – это существительные, которые во всех падежах имеют форму только именительного падежа.
Например: метро
И.п. построено метро
Р.п. стою у метро
Д.п. иду по метро
В.п. вижу метро
Т.п. восхищаюсь метро
П.п. еду в метро
Несклоняемые существительные не изменяются по падежам, родам и числам.
Примеры несклоняемых существительных:
- На гласную «а»: бра, ара;
- На гласную «у»: кенгуру, какаду, шоу, рагу, рандеву, табу, ноу-хау;
- На гласную «о»: трюмо, кино, пальто, танго, бунгало, авокадо, манго, какао, депо, бюро, барокко, евро, инкогнито, радио, табло;
- На гласную «э»: алоэ, каноэ;
- На гласную «ю»: авеню, барбекю, меню, дежавю, интервью;
- На гласную «и»: такси, алиби, колибри, пенальти, жалюзи, киви, шасси, жюри, конфетти, пари, пони, леди, папарацци;
- На гласную «е»: колье, драже, пюре, фойе, купе, шимпанзе, пенсне, шоссе, суфле, резюме, безе, кофе, портье.
Имена существительные бывают трех склонений:
- Существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже относятся к 1 склонению.
- Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями -о, -е относятся ко 2 склонению.
- Существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием) относятся к 3 склонению.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
м.р. –а, –я | м.р. — | ж.р. -ь |
ж.р. –а, -я | ср.р. –о, -е | |
Например: весна, мама | Например: окно, конь | Например: любовь, рожь |
Карточка 1
Спиши. Обозначь падеж и склонение существительных. Выдели окончания.
под лестницей
в зале
перед началом
за рекой
в варенье
из торта
со стены
на сцене
от скуки
навстречу ветру
на блюдце
на ясене
2. Выбери из этих слов любые 3 слова, относящиеся к разным склонениям. Просклоняй их (измени по падежам). Выдели окончания.
Карточка 2
Спиши. Обозначь падеж и склонение существительных. Выдели окончания.
вокруг плеча
под дубом
около ели
за ольхой
за бревном
из ружья
по шоссе
через дупло
из-за вербы
над ёлкой
перед осиной
на скамье
вдоль тропинки
2. Выбери из этих слов любые 3 слова, относящиеся к разным склонениям. Просклоняй их (измени по падежам). Выдели окончания.
Карточка 3
Спиши. Обозначь падеж и склонение существительных. Выдели окончания.
за забором
с биноклем
на коне
при успехе
о вьюге
над лодкой
в ракете
без шапки
в юбке
от работы
на колене
про рыбака
у космонавта
2. Выбери из этих слов любые 3 слова, относящиеся к разным склонениям. Просклоняй их (измени по падежам). Выдели окончания.
Карточка 4
Спиши. Обозначь падеж и склонение существительных. Выдели окончания.
благодаря оттепели
от души
вопреки надежде
на боку
на пути
под бровью
из шланга
по комнате
под крылом
во дворе
о горошине
из-за ковра
до лета
2. Выбери из этих слов любые 3 слова, относящиеся к разным склонениям. Просклоняй их (измени по падежам). Выдели окончания.
Карточка 5
Спиши. Обозначь падеж и склонение существительных. Выдели окончания.
об осени
в корыте
по долине
над холмом
на конверте
в квадрате
после зимы
в ущелье
с горы
из теста
после метели
2. Выбери из этих слов любые 3 слова, относящиеся к разным склонениям. Просклоняй их (измени по падежам). Выдели окончания.
Карточка 6
Определи склонение и раскрась.
Проверочная работа по русскому языку
Рекомендую
Ольга Наумова «Нейросписывание 4 класс»
Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.
Пособие также поможет подготовиться и успешно написать ВПР по русскому языку.
Данное пособие содержит:
64 рабочих листа!
- Зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
- Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
- Методические рекомендации для эффективной работы.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Пособие полезно использовать для учащихся 4 классов, а также во время летних каникул перед 5-м классом.
Проверочная работа №1 по русскому языку по теме «Склонение имен существительных»
Задание 1
Закончи предложение.
Изменение имен существительных по падежам называется …
Несклоняемые имена существительные — это …
Задание 2
Напиши существительные, которые относятся к:
- 1-му склонению …
- 2-му склонению …
- 3-му склонению …
Задание 3
Напиши слова в три столбика, распределив по склонениям. Укажи род. Выдели окончания.
Печь, деревня, небо, конь, помидор, радость, крыша, дядя, старость, лагерь, рыба, сноп, капля, облако, рожь, честь, дорога, полночь, букварь, сеть.
Задание 4
Просклоняй в единственном и множественном числе. Выдели окончания.
И. п. лист, листья
Р. п.___________________
Д. п.___________________
В. п.___________________
Т. п.___________________
П. п.___________________
Задание 5
Прочитай текст, вставь пропущенные буквы. Укажи склонение и падеж выделенных имен существительных.
Прошло знойное лето. Наступила з…л…тая осень. Загл…ни в лес. По …пушкам р…стут гр…бы. Среди тр…вы кр…снеют под…синовики. По краю ельника можно найти сколь…кие грузди, душ…стые рыж…ки. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На п…ляне горят грозд…я р…бины. Дни ст…ят погож…е. Небо высокое и прозрачное. На дне руч…я в…дна каждая тр…винка. Ум…лкают птич…и г…л…са. В л…су тиш…на и покой. (По И. Соколову-Микитову)
Задание 6
Вставь (если нужно) на конце существительных мягкий знак. Обозначь склонение.
Реч…, врач…, вещ…, луч…, сторож…, ноч…, мыш…, лож…, багаж…, чертеж…, глуш…, плащ…, товарищ… .
Задание 7
Поставь и запиши имена существительные из скобок в нужном падеже. Обозначь падеж и склонение существительных.
Жил в этой (местность, деревня, город)__________
Спал в (кровать, колыбель)___________________
Пушистая ветка (сирень, ель) ________________
Лежал на (скатерть, ладонь) ________________
Проверочная работа №2 по русскому языку по теме «Склонение имен существительных»
Задание 1
Подчеркни имена существительные 1-го склонения. Выдели окончания.
Яблоня, дверь, рыба, снопы, кухня, облако, награда, Володя, лотерея, модель, месяц, башня, гора, снег, комар, капли, луна.
Задание 2
Подчеркни имена существительные 2-го склонения. Укажи род.
Овёс, сторож, фабрика, тетрадь, стан, село, кость, щель, малыш, стекло, вагон, грач, лев, львица, море, комар, стрела, столб.
Задание 3
Подчеркни имена существительные 3-го склонения. Укажи род.
Мама, дочь, кровать, ветка, тополь, ель, цепочка, нефть, гараж, конь, кисть, стебель, лодка, пятак, ткани, соль, птичка, огонь.
Задание 4
Прочитай предложения. Слова в скобках напиши в нужном падеже. Обозначь падеж и склонение существительных. Выдели окончания.
Ребята видели в лесу (сова)__________.
На (верхушка берёза) _______________ кричал грач.
Мама купила в (касса) ________________ билет.
Привольно весной (зверь) __________ в (лес), __________, (птица) ___________ на (простор) _____________ , (рыба) ________ в (река) ___________, (бабочка) ____________ в (трава) __________.
Задание 5
Вставь пропущенные окончания, обозначь падежи и склонение. Выдели окончания.
По дорог… к рощ…, от деревн… к речк…, подарк… Зо… и Маш…, от бабушк… и дедушк…, за деревн…, на крышк… коробк…, с учительниц…, над вод…, на полян…, над пустын…, по дорог… .
Задание 6
Составь словосочетания. Обозначь падеж и склонение существительных. Выдели окончания.
Смотрит, на, голубь — __________________
Летит, в, самолет — ____________________
Рисунок, в, альбом — ___________________
Метит, в, забор — ______________________
Видит, карась — _______________________
Узнал, о, встреча — _____________________
Побежал, по, дорога — ___________________
Задание 7
Подбери к существительным однокоренные существительные 3-го склонения без суффикса и запиши их. Укажи род.
лошадка — __________________
морковка — _________________
ночка — ____________________
кисточка — __________________
ладошка — __________________
площадка — _________________
Проверочная работа №3 по русскому языку по теме «Склонение имен существительных»
Задание 1
Просклоняй существительные. Выдели окончания.
И. п. сказки рассказы стихотворения повести
Р. п. ___________________________________
Д. п. ___________________________________
В. п. ___________________________________
Т. п. ___________________________________
П. п. ___________________________________
Задание 2
Напиши слова в три столбика, распределив по склонениям. Выдели окончания.
Вагоны, картины, вещи, кони, дома, воды, окна, земли, поля, площади, помидоры, женщины, кровати, одежды, двери, реки, пристани, поверхности.
Задание 3
Замени имена существительные единственного числа, данные в скобках, именами существительными множественного числа. Обозначь падеж и склонение существительных. Выдели окончания.
Зима. Сн…г л…жит на (тр…пинка, аллея) _______________ , на (ск…мейка и крыша) _________ . На (елка) _________ зелёная хвоя п…крыта ин…ем.
Задание 4
Напиши данные слова в родительном падеже множественного числа.
помидоры — ___________
апельсины — ___________
чулки — _______________
сапоги — ______________
ботинки — _____________
килограммы — _________
валенки — _____________
яблоки — ______________
Задание 5
Прочитай предложения. Поставь и напиши слова в скобках в нужном падеже. Обозначь падеж и склонение существительных. Выдели окончания.
Огород засадили (картофель, капуста, морковь)_____________
Хищный зверь гнался за (мышь, заяц, птичка)_______________
Работает на (завод, фабрике)___________
В музыкальной (школа) ________________
Дети учатся играть на (рояль, баян, скрипка)___________
Задание 6
Прочитай текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Обозначь падеж , род и склонение существительных. Выдели окончания.
Летом мы ходили на ночную рыбалку. Д…рога к р…чке шла через рощ… . Вот в трав… прошуршала мыш… . Вот ухнул сыч…, затянул свою угрюмую песню-плач… . А у рек… камыш… шепчется с водой. Вот и наш шалаш… .
Задание 7
Спиши. Обозначь падеж и склонение существительных. Выдели окончания.
Из села, без мыльницы, с кошельком, от дороги, до соседа, из бумаги, на скорости, по вагону, до звонка, к цели, вокруг берлоги, на льду, с друзьями, около дома.
Полезные статьи:
Имя существительное как часть речи
Морфологический разбор имени существительного
Фонетический разбор
Разбор слов по составу
Если ребенку сложно учиться, то нужно ему помочь.
Предлагаю вам пособия, которые очень помогут вашему ребенку улучшить свою технику чтения, развить устную и письменную речь, мышление, внимание, память и повысить грамотность.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этой рабочей тетради.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Весна
О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
20 слоговых таблиц в подарок
Тренировочная рабочая тетрадь «Я умею сочинять»
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе.
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ
Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга! Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.
В тренажере вы найдете:
- 72 таблицы для занятий;
- 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
- Четкие и удобные инструкции;
- Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.
Регулярные занятия позволят:
- улучшить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- развить внимание;
- облегчить процесс чтения и письма;
- увеличить скорость реакции;
- повысить работоспособность;
- выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
- улучшить показания в учебе.
Кому необходим этот тренажер?
- Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
- Дошкольнику при подготовке к школе;
- Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
- Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
- Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.
Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!