Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
Еще в дошкольном возрасте ребенок получает первые понятия о времени. Часто, общаясь с детьми, родители говорят стандартные фразы, например: «Поедем завтра к бабушке», «Вчера был дождь, а сегодня солнышко», «В среду к нам в гости приедет тетя Люда» или же «Лето скоро закончится, уже август» и так далее. Постепенно ребенок начинает ориентироваться во времени и учится наблюдать временную последовательность каких-либо действий и событий; расширяет и активизирует лексический запас.
Но для более глубокого понимания, а также для расширения кругозора, желательно еще в дошкольном возрасте выучить с ребенком такие понятия, как месяцы, времена года, дни недели, часы, минуты. Дети, овладевшие этими понятиями, как правило, намного легче усваивают школьные темы «Календарь», «Часы», «Действия с единицами времени» и т.д. по математике в начальной школе.
Я рассмотрю основные понятия времени, которые необходимо усвоить ребенку на примере страничек своей книги «Изучаем время».
Дети намного быстрее запоминают информацию, когда они видят наглядное изображение или проделывают определенные действия, получая опыт. Поэтому выполнение ярких красочных жизненных заданий очень полезно для развития малыша.
Пирамидка времени
Глядя на пирамидку времени, ребенок наглядно запоминает величины измерения времени от мелкой единицы до крупной и наоборот.
Поднимемся по пирамидке снизу вверх, нанизывая мысленно временные кольца.
Для расширения кругозора можно объяснить ребенку, что за 1 год наша планета Земля делает полный оборот вокруг Солнца. За это время один за другим сменяются 4 времени года: зима, весна, лето и осень.
Времена года
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвёртый плачет.
В книге «Изучаем время» есть различные задания, благодаря которым ребенок может запомнить признаки каждого времени года, а также выучит месяцы. Причем не только названия, а детальную проработку без механического их заучивания. И все это выполняя интересные и увлекательные задания, которые попутно будут еще и развивать логику, внимание, память и математические способности.
Месяцы
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
В книге множество интересных заданий, связанных с месяцами. Это и ребусы, и кроссворды, и задачи… Но детям также очень полезно загадывать загадки. Их великое множество. На сайте вы можете найти загадки практически на любые темы.
Загадки про месяцы
(Январь)
Мишка вылез из берлоги,
Спеют яблоки и сливы,
Спеют персики и груши.
Только успевай их кушать,
А вот клены во дворе
Опадают в … (сентябре)
Сбросил лес наш в … (октябре)
Хочется домой, —
Скоро сонная природа
Встретится с зимой. (Ноябрь)
Можно также прочитать ребенку сказку-загадку В.И.Даля «Старик-годовик». При чтении необходимо делать паузы и спрашивать ребенка как он понимает те или иные образы, зашифрованные в сказке.
«Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стая таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз, и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы — по четыре крыла. А в каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, а другая черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно».
Эта сказка хорошо развивает воображение и наглядно-образное мышление ребенка.
Дни недели
Важно не только выучить последовательность ПОНЕДЕЛЬНИК — ВТОРНИК — СРЕДА — ЧЕТВЕРГ — ПЯТНИЦА — СУББОТА — ВОСКРЕСЕНЬЕ.
Но также ПОЗАВЧЕРА — ВЧЕРА — СЕГОДНЯ — ЗАВТРА — ПОСЛЕЗАВТРА.
Также ребенку полезно будет понимать, что такое сутки.
Можете задать ребенку вопрос: «Как называется прием пищи в разное время суток?»
Учимся понимать время на часах
Понятия НОЧЬ — УТРО — ДЕНЬ — ВЕЧЕР
Далее необходимо перейти к освоению времени на часах. Для детей постарше можно объяснить, что в сутках 24 часа.
В книге также вы найдете задания, связанные с основными моментами режима дня, а также с понятиями: вечером, утром, ночью, днем, сначала, потом, раньше, позже, до, после, часто, редко, рано, поздно, чаще, реже, завтра, вчера, сегодня, позавчера, послезавтра.
Не буду раскрывать вам всех секретов этой интересной и полезной книги. Скажу только, что она может помочь не только дошкольнику, но и младшему школьнику, который никак не может разобраться во временных понятиях и испытывает трудности с определением времени на часах.
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Очень интересная книга! Спасибо!
Благодарю, Надежда!