Массаж полезен в любом возрасте и особенно важен массаж для малышей. Он несёт в себе не только оздоровительный эффект, но и большое удовольствие для маленького человечка. А если прочитать во время массажа стишки — удовольствия, радости и улыбок будет вдвойне больше!
Игровой массаж для дошкольников
Массаж спинки:
Рельсы, рельсы. (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы. (проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый. («едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона
Вдруг посыпался горох. (стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали. (стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали. (щипаем спинку)
Прошёл слон, («идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха, («идём» кулаками, но с меньим усилием)
Прошёл маленький слонёнок. («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину ладонями верх-вниз)
Поставил стол, (изображаем — стол кулаком)
Стул, (стул — щепотью)
Печатную машинку.(печатную машинку — пальцем)
Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.
Били лён, били (стучим кулачками по спине)
Топили, топили (растираем ладонями)
Колотили, колотили (похлопываем)
Мяли, мяли (разминаем пальцами)
Трепали, трепали (трясём за плечи)
Белы скатерти ткали (чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали. (поглаживаем ладонями)
Круглый мячик без запинки скачет, скачет по тропинке (легко и ритмично похлопывать вдоль по спинке)
Часто, часто, низко, низко от руки к земле так близко
Скок и скок и скок и скок, не скачи под потолок,
Скок и скок и стук и стук, не уйдёшь от наших рук.
Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит, (положить ладонь на спинку и постукивать указательным пальцем)
Ищет под корой жучков и съедобных червячков. (слегка пощипать)
Ну а если грянет гром, и польётся дождь потом,на слово «гром» (хлопнуть по спинке, а затем побарабанить пальцами)
Дятел спрячется в дупло, в нём и сухо и тепло. (попытаться сунуть руку за шиворот или подмышку)
Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу (тихонько походить ноготками по спинке)
И колючками своими колется, колется.
А я ёжику-ежу ту тропинку покажу, (провести подушечкой указательного пальца к бочку)
Где катают мышки маленькие шишки. (немного пощекотать ребёнка)
Раз, два, три, четыре, пять, («маршировать» двумя пальцами левой руки по боку или спинке малыша снизу вверх)
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает, («пробежать» двумя пальцами правой руки по другому боку малыша)
Прямо в зайчика стреляет:
Пиф! Паф! Не попал, (на слова «Пиф! Паф!» хлопнуть 2 раза в ладоши)
Зайчик быстро ускакал. (всеми пальцами левой руки ускакать, как зайчик)
Подмели метлищей, стал двор чище (сверху вниз по спинке «метём» ладонью и пальцами)
Поскребли лопаткой, стал двор гладкий. («поскрести» ребром ладони)
Снег собрали в кучу, сделали кручу, (одним движением по спине снизу вверх «отодвигаем снег»)
И на кручу санки покатили сами. (провести рёбрами ладоней по спинке вверх)
Побежали дети скоро, скоро (пройти указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх)
Притащили саночки на гору.( провести рёбрами ладоней по спинке снизу вверх)
Съехали с кручи, въехали в кучу, (провести рёбрами ладоней по спинке сверху вниз)
А на горку сани потащили сами. (пройти указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх)
Подмели метлищей, стал двор чище и т. д.
Над речкой – узкий мостик, другого нет пути, (погладить спинку снизу вверх)
Решили наши звери по мостику пройти.
Сначала кошка ловко по мостику прошла, (переступать указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх)
За ней змея тихонько на пузе проползла. (волнистое движение ладони поставленной на ребро по спинке снизу вверх)
За ней змея тихонько на пузе проползла.
Петух, как на параде, за ней маршировал… (переступать под музыку, опираясь на кончики пальцев)
Потом рогатый козлик два раза проскакал, два раза проскакал. (простучать кулачками на каждый слог по спинке снизу вверх, обратно и опять вверх)
Последней, крякнув, утка вразвалочку прошла, («идти» ладошками обеих рук)
Потом пришла старушка, домой всех увела, домой всех увела. («идти» указательным и средним пальцем, в конце песни – пощекотать)
На малышку глядя,
Спинку мама гладит.
Рыбка по морю плывет,
Белка хвостиком метет.
Как по небу облачка
Мы погладили бочка.
Как летят снежинки,
Так мы гладим спинку!
Массаж ног:
Пяточки, топтаточки,
Щекотки, щекотаточки,
Розовы да гладеньки,
Как конфетки сладеньки.
Маленькие стопочки-
Стопочки, топтопочки.
Крохотны ногтюшечки,
Шелковы подушечки!
Вот какие ножки ходят по дорожке!
Делаем массаж ножек (мама лёгкими пощипывающими движениями от кончиков пальчиков движется вверх до животика карапуза, а в конце стишка обязательно гладит его по головке).
Этот маленький жучок по траве гуляет,
Травку сочную найдёт и её кусает.
Этот маленький жучок, по кустам гуляет,
Листик сладенький найдёт и его щипает.
Этот маленький жучок по ветвям гуляет.
Этот маленький жучок выше залезает.
Он не будет нас кусать (гладим по головке),
Хочет он чуть-чуть поспать!!!
Или такой (движения те же):
Божья коровка,алая спинка,
Ухватилась крепко букашка за травинку.
Вверх ,неспешным ходом, ползёт по стебельку,
К пахнущему мёдом, сладкому цветку!!! (гладим!)
Лягушата на пруду разыгрались в чехарду
Ква,ква,ква,ква (широко ножки!)
Ква,ква,ква,ква. (широко!)
Ква,ква,ква,ква. (широко!)
И нырнули в глубь пруда!!! (хорошо тянем спинку, нагинаясь вперёд)
Чьи там крики у пруда?
КВАсу, КВАсу нам сюда!
КВА КВА КВАсу, простоКВАши,
Надоела нам вода!!! (на каждое КВА ножки разводим широко в стороны)
После дождика лягушки КВА,КВА,КВА!
Веселились на опушке КВА,КВА,КВА!
Что за прелесть КВА,КВА,КВА!
Всюду мокрая трава!!!
Ребёнок сидит спиной к маме, ножки согнуты в коленочках, а мама берёт его ножки (стопы) и быстро то соединяет их вместе, то разъединяет на первые 2 счёта, а на следующие разводит ножки широко в стороны . В конце стишка перед ребёнком кладётся мячик, что заставляет его хорошо потянуться за ним вперёд .
Сидит белка на тележке, (круговыми движениями гладим пяточку)
Раздает она орешки
Мишке толстопятому— (проглаживаем пальчики, начиная с большого)
Заиньке усатому,
Лисичке-сестричке—
воробью — синичке.
Кому в роток, (гладьте большим пальцем подушечки стопы)
Кому в зобок, кому в лапочку.
Массаж рук:
Твоя ладошка – это пруд, (медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке)
По ней кораблики плывут. (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки)
Твоя ладошка, как лужок, (указательным пальцем «нарисовать» солнышко и др.)
А сверху падает снежок.
Твоя ладошка, как тетрадь, (потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)
В тетради можно рисовать
Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно.
Твоя ладошка, как дорожка, (осторожно переступать пальцами обеих рук)
А по дорожке ходят кошки.
Мы капустку чистим, чистим, мы капустку чистим, чистим (лёгкие скользящие движения всех пальцев, как бы рвать траву)
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
Мы капустку рубим, рубим, мы капустку рубим, рубим, (попеременное постукивание рёбрами обеих ладоней)
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
Мы капустку давим, давим, мы капустку давим, давим (нажимаем осторожно ладонью с небольшим вращением)
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
Мы капустку солим, солим, мы капустку солим, солим, (легко постукиваем кончиками расслабленных пальцев)
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
Наш массаж сейчас начнём,
Каждый пальчик разотрём:
Этот — всех красивей,
Этот — всех ленивей,
Этот пальчик — всех длинней,
Этот пальчик – всех умней,
Вместе – это пять друзей
Пальцы растянуть хочу,
Каждый пальчик покручу,
Этот — всех красивей,
Этот — всех ленивей и т. д.
Каждый пальчик мы возьмём
И сожмём, сожмём, сожмём.
Этот — всех красивей, и т. д.
Каждый пальчик мы возьмём,
На подушечку нажмём
Этот — всех красивей, и т. д.
Приходите, мыши, и не бойтесь кошки, (махать ручкой малыша)
Вот для вас площадка на моей ладошке.
Вот вам карусели – можно покружиться, («рисовать» указательным пальцем кружочек на ладошке малыша)
Вы держитесь крепче, чтобы не свалиться.
Вот висят качели, можно покачаться, (сгибать к ладошке и разгибать пальчики)
Вы не упадёте, нечего бояться.
А ещё есть горка, для мышей бесплатно, (гладить ручку малыша от ладони к сгибу локтя)
Покатайтесь мышки, это так приятно!
Есть для вас песочек, можно покопаться, (пощекотать ладошку)
Можно на песочке мышкам поваляться.
А домой пойдёте, я вам на прощанье (махать ручкой малыша)
Помашу рукою: мышки, до свиданья!
Птичка-птичка, (водим пальчиком по ладошке)
Вот тебе водичка (сделайте тот же круг, но уже с помощью пощипывания или покалывания)
Вот тебе крошки
На моей ладошке.
Массаж животика:
На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик),
Прилетели две тетери (пощипиваем бочка снизу вверх)
Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели (поглаживаем малыша)
Розовый животик мурлычет словно котик,
Заурчал щеночком,
Забулькал ручеечком.
Ах, животик ты живот,
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек.
Спит котенок.
Улыбается ребенок.
Песенки и стихи для массажа следует подбирать с учётом возраста ребёнка.
Взрослый во время чтения стихов должен делать небольшие паузы для массажа. Все движения должны быть приятны ребёнку. Рекомендуемые движения можно изменять, исходя из текста песенок.
Рекомендую также статьи:
Массаж грудной клетки при кашле
Заходите также в Книжную лавку за другими полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!