С правилом написания безударных падежных окончаний имен существительных учащиеся знакомятся в 4 классе. Для того, чтобы грамотно и без ошибок написать безударное окончание необходимо уметь определять склонение имени существительного, а также знать падежи и падежные вопросы.
Запоминать правильные окончания нет смысла. Они все равно быстро забываются. Лучше понять и освоить алгоритм, который поможет в любой момент быстро проверить себя и выбрать нужную букву.
Безударные окончания существительных одного и того же склонения пишутся также, как и ударные!
Поэтому, чтобы правильно написать безударное окончание, нужно подобрать контрольное слово — это слово того же склонения, но с ударным окончанием, стоящее в том же падеже, что и слово с безударным окончанием.
Для проверки чаще всего используются слова:
- для первого склонения — страна, земля, лиса.
- для второго склонения — конь, окно
- для третьего склонения — степь, рожь, любовь.
Алгоритм написания безударного окончания имени существительного
1. Поставить имя существительное в форму именительного падежа (начальную форму):
Например: сидит на берёз… — берёза.
2. Определить склонение: ж.р., окончание –а, значит, 1 склонение.
3. Найти проверочное слово: существительное того же склонения с ударным окончанием: например: лиса.
4. Подставить проверочное слово в словосочетание на место проверяемого слова: сидит на лисе.
5. Написать в проверяемом слове ту же букву, что и в проверочном: сидит на берёзе.
БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПЕРВОГО СКЛОНЕНИЯ В РОДИТЕЛЬНОМ, ДАТЕЛЬНОМ И ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ
Карточка 1
- Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
В трещотк.., о плакс…, в штор…, к коллег…, по сестриц.., к шалунишк.., из-за техник.., к телогрейк…, в варежк…, о картошечк.., по старушк…, к зарядк…, по хозяюшк., в котловин.., у студентк.., о пещер…, в лавочк…, в деревушк… к посадк…, на рогатк… .
2. Разбери по составу выделенные слова.
Карточка 2
1. Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
О линз…, около петельк…, о завивк…, в посылк…, по лип…, по затрещин…, о половинк…, на синиц…, на пробирк…, при железк…, по дат…, о подмог…, на блузк…, при уступк…, к концовк…, по нот…, на куропатк…, в стопк…, в синеглазк…, на переменк… .
2. Разбери по составу выделенные слова.
Карточка 3
- Спиши. Напиши падеж существительных.. Вставь пропущенные буквы.
К справк…, о завес…, о пленниц…, при чеканк…, о коленк…, на черёмух…, по пресс…, в поддержк…, к забав…, по ссадин…, в лачуг…, по реп…, о пружин…, у соседушк…, на фар…, к фабрик…, у палатк…, к зимовк…, к макак…, по дач…, о защит…, у сойк… .
2. Разбери по составу выделенные слова.
БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВТОРОГО СКЛОНЕНИЯ В РОДИТЕЛЬНОМ, ДАТЕЛЬНОМ И ПРЕДЛОЖНЫХ ПАДЕЖАХ
Карточка 4
1. Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
На щебн…, на повар…, на желез…, об акробат…, на пакетик…, о пешеход…, о маловодь…, о путник…, об электрик…, на шифер…, об остатк…, о запах…, о полдник…, о передатчик…, в подвиг…, на суслик…, о кукушонк…, на сувенир…, на локт…, на вывод… .
2. Напиши однокоренные слова к слову пешеход. Выдели корень.
Карточка 5
1. Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
На юг…, в пчеловодств…, на погрузчик…, о музе…, на облак…, о трус…, на столик…, в род…, на работник…, на телевизор…, на пончик…, о коридор…, на хокке…, о хозяин…, о трамплин…, на пилот…, на цикл…, о букетик…, на кубик…, на болот…, о зайчик… .
2. Напиши однокоренные слова к слову работник. Выдели корень.
Карточка 6
1. Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
На поезд…, о птенчик…, на сыр… , о жир…, на космонавт…, о безлюдь… в круг…, в бутерброд…, о сыщик… на овал… о штраф…, о комплект… на кекс… о человек…, на пропуск… , в архив…, на носорог…, о проезд…, на шлем…, на прибор…, о лягушонк… .
2. Напиши однокоренные слова к слову поезд. Выдели корень.
БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ В РОДИТЕЛЬНОМ, ДАТЕЛЬНОМ И ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ
Карточка 7
1. Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
На ел…, о терпимост…, в дрож…, в копот…, в лест…, к горст…, на ряб.., к умелост…, в должност…, о радост…, о липкост…, по отважност…, в част…, на ломкост…, о памят…, о жизн…, на прелест…, о полын…, в пустош…, в ртут…, об участ… .
2. Сделай фонетический разбор слова ель.
Карточка 8
1. Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
В кост…, на заповед…, в сут…, по крепост…, на скатерт…, на обув…, по щел…, по странност…, по спелост…, по кист…, на фальш… по двер…, о карамел… о мыш… по поступ…, о близост…, по накип…, к глазур… в чёткост…, к мудрост… в ноч… .
2. Сделай фонетический разбор слова обувь.
Карточка 9
1. Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
О дич…, на скупост…, по сельд…, к мощ…, при морал…, к скатерт…, при темен…, при вяз…,
о зрелост..,. в величавост… о спелост…, к бледност…, от прихот…, о цел…, по глад…, при горст…, о плесен…, по мишен…, в мебел…, о наглост…, к мыш… .
2. Сделай фонетический разбор слова сельдь.
БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВСЕХ СКЛОНЕНИЙ В РОДИТЕЛЬНОМ, ДАТЕЛЬНОМ И ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ
Карточка 10
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
Ради заклепк…, в живопис…, на куриц…, в карамельк…, о прибор…, благодаря булавк…, вокруг грудк…, к неженк…, о ярмарк…, к кепочк…, , в поезд…, около кост…, из-за берёзк…, на линейк…, , к восьмерк…, к упругост…, о лужайк…, к верхушк…, у мисочк… .
2. Напиши однокоренные слова к слову линейка. Выдели корень.
Карточка 11
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
О чащ…, о гряз…, к послушност…, в мелочност…, об умелост…, в справочк.., на сестриц…, к разлук…, на павлин…, при галк…, к игривост…, о мимоз…, к заварк…, на эмал…, по миск…, в реплик…, по мост…, о ливн…, после пешк… .
2. Напиши однокоренные слова к слову заварка. Выдели корень.
Карточка 12
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
К отвёртк…, к зимушк…, при шерстинк…, во влажност…, на террас…, в ленточк…, о повелител…, на разведчик…, к картошечк.., к лисичк…, на гитар…, на газел…, из-за басенк…,
при развилк…, на каблук…, в заносчивост., к больниц…, из печат… .
2. Составь и запиши 3 распространенных предложения, используя эти слова.
Карточка 13
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
В сластен…, о зёрнышк…, о психолог…, к чернушк…, в саквояж…, у посыл к…, по тетрад…, по хищниц…, при игривост., на рулончик.., о театр…, к бережност…, по дольк…, у коробочк…, из жизн…, о посуд…, о похлёбк…, в погрузчик…, о лебёдк…, о лавк… .
2. Составь и запиши 3 распространенных предложения, используя эти слова.
Карточка 14
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
О клюкв…, ради роспис…, на бульвар…, навстречу хозяюшк.., от пугливост…, в повозк…, о ночёвк…, на распаковк…, для окружност…, из местност…, при работник…, о пирамид…, в тряпочк…, от палк…, к математик…, в галстук… .
2. Напиши однокоренные слова к слову хозяюшка. Выдели корень.
Карточка 15
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
От отмел…, к майк…, без болонк…, без ботаник…, от отрасл…, от перевяз…, от печал…, от печат…, без замазк…, о догадк…, без записк…, от печк…, от пичуг…, без юнош…, без щепк…, без шишк…, без шкатулк…, для бумажк…, для вилк…, для Бурёнк…, по вахт…, в гипс…, по дубрав… .
2. Напиши однокоренные слова к слову записка. Выдели корень.
Карточка 16
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
К манишк…. , к матер…, на зелёнк…, от пиявк…, от плесен…, на авиатор…, на автомобил…, к академик…, к мимоз…, к минут…, около ткан…, без книжк…, без клюшк…, без картошк…, без карусел…, без катушк…, для кукушк…, для куколк…, для курочк…, в пожар…, на артист…, по боярын…, для морковк… .
2. Сделай фонетический разбор слова пиявка.
Карточка 17
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
В приемыш…, в почерк…, на асфальт…, на атлас…, на аэродром…, на водопо…, на багульник…, на базар…, к одежд…, к окраин…, к охот…, на бал…, к перин…, к ящериц…, от плет…, от площадк…, от площад…, от повязк…, от поганк…, по битв…, в город…, к ферм…, к тайн…, к столиц…, к дрём…, к солом… .
2. Сделай фонетический разбор слова ящерица.
Карточка 18
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
К запруд…, на бальзам…, на бамбук…, на баобаб…, на вокзал…, на волк…, на барабан…, на барашк…, на ветр…, на барон…, на бархат…, к мельниц.., к мят…, к оград…, к застав…, к защит.., к злоб…, к измен…, к бригад…, к клетк…, из опечатк…, в горл…, к газет…, к выдр…, от вол…, к пшениц…, для болтушк… .
2. Напиши однокоренные слова к слову защита. Выдели корень.
Карточка 19
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
Для выработк…, без бирк…, без братишк…, для вырубк…, для выручк…, для выставк…, для ветк…, для бродяг…, на ангел…, на ансамбл…, на аптекар…, на арахис…, на арбуз…, о гир…, о глад…, без качалк…, без каш…, без кист…, около тележк…, около сып…, в генерал…, в рукопис…, о должност…, около собак…, о долг…, о дорог… .
2. Напиши однокоренные слова к слову вырубка. Выдели корень.
Проверочные диктанты
Диктант 1
Удивительные вещи
Недалеко от Москвы есть город Гжель. В старину нашли там белую глину и стали делать из неё удивительные вещи. Здесь мастера могут оживить сказку. Вот Емеля едет на печке. Это старик ловит неводом рыбу. Притронулся мастер волшебной кисточкой к чашке, тарелке. Там выросли голубые цветы. На кувшине, вазе, чайнике появилась синева неба и воды. За окном зима инеем опушила деревья. Изделия гжельских мастеров несут людям тепло и радость.
Грамматическое задание:
- Обозначь падежи имен существительных в предложении: За окном зима инеем опушила деревья.
- Разбери по составу слова: кисточка, оживить, синева.
- Сделай морфологический разбор слова мастеров.
Диктант 2
В гостях у брата
Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Васильево находилось на берегу реки. Только заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка — ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадались окунь, лещ, сом. Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они забрели в лесную глушь. Тишь кругом! Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.
Грамматическое задание:
- Подчеркни существительные с шипящими на конце.
- Образуй множественное число от существительных: этаж, имя, ручей, небо.
- Сделай морфологический разбор слова в овраге.
Диктант 3
Ёлка
Было ясное морозное утро. Окна покрылись густым слоем снежных листьев и цветов. В комнату внесли большую ёлку. От ёлки потянуло холодком. Но вот веточки её оттаяли, распушились. В доме запахло хвоей. Ребята стали наряжать ёлку. На лесной красавице появились хлопушки, бусы, длинные бумажные цепи. От веточки к веточке потянулись золотые паутинки. На самой верхушке ёлки мальчики укрепили звезду. Ёлка ожила, засветила огнями.
Грамматическое задание:
- Определи падеж и склонение существительных во 2-м предложении.
- Выпиши из текста любое предложение с однородными членами. Выдели их графически.
- Сделай морфологический разбор слова огнями.
Диктант 4
Зимний жаворонок
Медленно ползёт по улице рассвет. В воздухе раздаётся пересвист. Это проснулся и бежит по дороге хохлатый жаворонок. С первым снегом появляется он на деревенской улице, на окраине города. Весь день жаворонок бегает в поисках пищи. В стужу он прыгает на одной ножке. Другую ножку прячет под перья. Ночью ему тепло. Он лежит в ямке на белой скатерти снега. Лапки и клюв жаворонок прячет в густые перья.
Грамматическое задание:
- Напиши склонение и падеж существительных.
- Сделай фонетический разбор слова перья.
- Выпиши словосочетания из предложения: Он лежит в ямке на белой скатерти снега.
Диктант 5
Воробей
Всю зиму воробей прожил в печной трубе. Долго тянулась зима. Зябли ножки. Иней покрывал пёрышки. Наконец солнце заглянуло к воробью в трубу. На карнизах повисли сосульки. Днём с сосулек закапала вода. Воробей ловил клювом сосулькины капельки. От солнца и сосулькиной воды с воробьем стали происходить странные вещи. Он вдруг схватил за загривок старого друга, стал трепать его, как собака кошку, и вырвал клок перьев. Вечером все воробьи слетелись на дерево песен. Дружным чириканьем провожали они день. Весна! (По Н. Сладкову)
Грамматическое задание:
- Определи падеж и склонение существительных в 5-м предложении.
- Выпиши из текста предложение с однородными сказуемыми. Выдели их графически.
- Сделай морфологический разбор слова клювом.
Полезные статьи:
Имя существительное как часть речи
Морфологический разбор имени существительного
Фонетический разбор
Разбор слов по составу
В помощь в учёбе:
О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»
Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.
Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.
Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблиц
О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»
(не повторяют таблиц из подарка)
Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ
Вы получите:
- готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
- 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
- профессиональную методику работы с таблицами.
Самые результативные методики позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.
Ребенок получит:
- улучшение навыков чтения;
- повышение скорости чтения;
- улучшение дикции;
- понимание прочитанного;
- развитие мышления и внимания;
- расширение словарного запаса;
- повышение уверенности в себе.
Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.
Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе!
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Спасибо за доступное объяснение сложного материала. Очень помогли!
Благодарю, Арсений!