Дисграфия и дислексия: что это такое – НАУМЁНОК

Особенный ребенок в семье

дисграфия и дислексия что это такое

Особенные дети… Их количество растет с каждым годом. Все больше и больше детей в настоящее время отличаются от общепринятых и привычных для общества норм. В нашем мире их принято называть особенными.  Это проявляется в разной вариативности, но однозначно очевидно, что этим ребятам бывает сложно влиться в детский коллектив.

Это может быть очень одаренный, но тихий, робкий и застенчивый ребенок. Такой ребенок очень «удобен» для окружающих, но часто испытывает глубокие внутренние переживания из-за своей непохожести на сверстников. И нередко видит неприкрытую зависть и неприязнь. Такие дети долго не могут понять, что не все такие как они. Адаптация в этом мире растягивается на годы. И это счастье, если социум не сломает такого ребенка.

Но сейчас чаще особенными сейчас называют тех детей, кто имеет трудности в учебе и поведение сильно отличающееся от нормы. Поведение таких детей доставляет много сложностей и хлопот и родителям, и учителям, и сверстникам.

Какие же трудности в развитии выделяются психологами и врачами и как можно помочь такому ребенку?

Содержание:

  1. ЗПР
  2. ЗРР И ОНР
  3. ММД И СДВГ
  4. Дизорфография
  5. Дислексия
  6. Дисграфия
  7. Дискалькулия

Разберу в этой статье наиболее распространенные случаи, которые в той или иной степени влияют не только на социальную адаптацию, но и на способность к обучению, поведение ребенка.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияЗПР – задержка психического развития

Симптомы :

  • нерешительность, агрессивность, тревожность;
  • в период младенчества дети начинают позже держать головку, делать первые шаги;
  • отставание умений и способностей от сверстников;
  • ребенок не может совершать простейшие действия, характерные для его возраста (обувание, одевание, навыки личной гигиены, самостоятельная еда);
  • ребенок не способен к совместной деятельности, в том числе к коллективным играм;
  • рассеянное внимание, сложно сконцентрироваться;
  • эмоциональная сфера чрезвычайно уязвима, ребенок обижается и замыкается в себе.

Диагноз «задержка психического развития» ставят, начиная с трехлетнего возраста. По достижении ребенком младшего школьного возраста такой диагноз либо снимается (что происходит чаще), либо пересматривается. Если же до окончания младшей школы при постоянной коррекционной работе не наблюдается изменений, тогда поднимается вопрос о его возможной умственной отсталости.

Консультации каких специалистов требуются при ЗПР:

  • невролог;
  • психолог;
  • нейропсихолог;
  • логопед-дефектолог;
  • дефектолог
  • педиатр;
  • детский массажист.

За рубежом вместо термина «задержка психического развития» используется термин «дети с трудностями в обучении».

Как можно помочь ребенку самостоятельно?

1.Как можно больше общаться с ребенком, разговаривать с ним.

2. Играть в развивающие игры.

Полезно научить ребенка в шашки и шахматы, собирать фигурки танграм, разгадывать ребусы.

Тренировать в играх можно:

3. Обязательно развивать речь ребенка, расширять его кругозор.

4. Делать упражнения для мозга.

5. Заниматься нейрогимнастикой.

Какие из моих пособий полезно использовать для коррекции ЗПР?

Если честно, то все книги несут развивающий характер. Можете зайти и выбрать сами в КНИЖНОЙ ЛАВКЕ.

Но максимально полезны при ЗПР будут:

Нейротренажеры

ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

(для читающих детей, начиная с 10-15 слов в минуту)

Лабиринты

Филворды

Танграм

Игры с буквами и словами

Математические диктанты по клеточкам



Как быстро и легко выучить таблицу умноженияЗРР – задержка речевого развития

Симптомы:

  • ребенок начинает поздно держать голову, сидеть и ходить;
  • ребенок молчит и не произносит даже самых элементарных звуков;
  • ребенок привлекает внимание с помощью плача, реакция на обращения отсутствует;
  • ребенок не распознает на слух предметы и не способен показать их на картинке;
  • ребенок говорит так невнятно, что невозможно разобрать половины слов;
  • ребенок замкнут и не контактирует с остальными детьми;
  • ребенок не реагирует на элементарные команды взрослых;
  • в 2–3 летнем возрасте ребенок не произносит целых фраз и простых предложений;
  • в возрасте 4 лет ребенок не произносит сложных и полноценных предложений.

Диагноз ЗРР ставится детям до 3 лет, у которых к этому возрасту не сформировался минимальный словарный запас слов. Снять диагноз можно.

Консультации каких специалистов необходимы при ЗРР:

  • детский психолог или психоаналитик;
  • невролог;
  • логопед/дефектолог;
  • невролог;
  • дефектолог;
  • нейропсихолог;
  • психолог.

Если проблемы с речью у ребёнка остаются и в дальнейшем, используют уже другой термин ОНР – общее недоразвитие речи.

Симптомы:

  • речь формируется позднее, чем у здоровых детей. В норме первые слова ребенок начинает говорить до года, а при ОНР – в 3–4, а иногда и в 5 лет;
  • ребенок может хорошо понимать речь других, но не в состоянии выразить собственные мысли;
  • наличие в речи грамматических и фонетических ошибок.

Диагностируют ОНР обычно в возрасте 3 лет, когда здоровый ребенок уже должен активно пользоваться речью. При своевременном обращении и оказании логопедической помощи диагноз ОНР снимается, и ребенок поступает в школу без серьезных речевых проблем.

Какие специалисты требуются при ОНР:

Как можно помочь ребенку самостоятельно?

1.Как можно больше общаться с ребенком, разговаривать с ним.

2. Ползать на четвереньках. Особенно, если ребенок не ползал в период до начала хождения.

3.  Заниматься ритмическими упражнениями и играми. Это может быть отстукивание ритма на барабане или повторение любого заданного ритмического рисунка (карандашом по столу, хлопание в ладоши и т.д.)

2. Полезно потренировать:

3. Обязательно развивать речь ребенка, расширять его кругозор.

4. Делать упражнения для мозга.

5. Заниматься нейрогимнастикой!!!

Какие из моих пособий полезно использовать для коррекции?

Нейротренажеры

Лабиринты

Танграм

Таблицы Шульте

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияММД – минимальная мозговая дисфункция

Симптомы:

  • лёгкие нарушения моторной функции, неловкость;
  • чрезмерная и неукротимая подвижность (не может усидеть на месте);
  • дефицит произвольного внимания;
  • импульсивность (невозможность остановить свои побуждения);
  • раздражительность;
  • быстрая смена настроений;
  • нарушение обучаемости.

Диагноз ММД у ребенка ставится, как правило, в начальной школе или в возрасте 5–7 лет. Снять диагноз можно.

Консультации каких специалистов необходимы при ММД:

При использовании методики обязательно используйте комплексный подход.

В 1980 году Американской ассоциацией психиатров была разработана рабочая классификация, согласно которой случаи, описанные ранее как минимальная мозговая дисфункция, предложено рассматривать как синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности (СДВГ).

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияСДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности

Симптомы:

  • снижение внимания: дети испытывают трудности в усвоении школьной программы, часто теряют свои вещи;
  • при разговоре с ними легко отвлекаются на посторонние вещи; иногда создается впечатление, что они не слушают собеседника;
  • суетливость;
  • забывчивость;
  • неусидчивость, нередко до невозможности находиться на школьных уроках;
  • чрезмерная подвижность: беспокойные движения в кистях рук, в ногах;
  • болтливость;
  • импульсивность: ребенок отвечает на вопросы, не дождавшись их окончания, не может дождаться своей очереди в различных ситуациях;
  • раздражительность, плаксивость.

Большинство специалистов сходятся на том, что можно выделить два периода, когда признаки данного заболевания наиболее ярко проявляются: это возраст с 5 (старшая группа детского сада) приблизительно до 12 лет и второй период – начиная с периода полового созревания, то есть примерно 14 лет. Снять диагноз можно.

Важно понимать, что для победы над синдромом необходимо лечиться, наблюдаться у врача и соблюдать все его рекомендации.

Если просто оставить ребенка наедине с проблемой, то ему крайне сложно будет найти себе место в социуме.

Консультации каких специалистов необходимы при СДВГ:

  • детский невролог;
  • психиатр;
  • логопед/дефектолог;
  • невролог;
  • дефектолог;
  • нейропсихолог.

Несколько советов родителям:

  • Уделяйте ребенку достаточно времени и внимания.
  • Старайтесь не посещать места большого скопления людей.
  • Четко, в деталях и терпеливо объясняйте то, что вы от него хотите.
  • не допускайте переутомления ребенка.
  • Поощряйте ребенка за каждое выполненное задание. Создавайте для него ситуации успеха.
  • Старайтесь не наказывать ребенка. Так вы добьетесь от него только упрямства и нежелания контактировать с вами.
  • Кормите ребенка здоровой пищей.

Какие из моих пособий полезно использовать для коррекции?

Нейротренажеры

Далее индивидуально.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияДизорфография

Дизорфография – это отсутствие у ребенка способности к освоению знаний орфографии.
Симптомы:
  • основную трудность вызывает решение орфографической задачи: ребенку трудно увидеть «опасное место» в слове, сложно подобрать проверочное слово;
  • даже хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме.

Решение орфографических задач может быть затруднено по различным причинам:

  • проблемы речевого развития (ОНР, фонетико-фонематическое недоразвитие речи);
  • снижение слухоречевой памяти, невозможность следовать цепочке последовательных действий в результате различной патологии беременности и родов.
Дизорфография часто сочетается с нарушениями письма и чтения (дисграфией и дислексией). На начальных этапах обучения ребенок допускает больше специфических (дисграфических) ошибок.
К 3-4 классу резко увеличивается количество орфографических ошибок. Максимальное проявление данной проблемы приходится на 5-6 класс, при переходе в среднюю школу, т.к. увеличивается объём учебного материала по русскому языку.

Консультации каких специалистов необходимы при дизорфографии:

  • логопед/дефектолог;
  • невролог;
  • дефектолог;
  • нейропсихолог;
  • психолог.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияДислексия – нарушение навыка чтения

В той или иной степени дислексия достаточно часто встречается у детей в наше время.

Симптомы:

  • ребенок не может распознавать буквы, которые уже вроде как выучил;
  • при чтении меняет буквы в словах местами;
  • перескакивает со строчки на строчку;
  • больше угадывает, чем читает;
  • ребенок пропускает при чтении отдельные слова, предложения, целые абзацы;
  • постоянно трет глаза;
  • жалуется на головную боль после чтения;
  • подносит книгу очень близко к глазам;
  • слегка прикрывает или совсем закрывает один глаз во время чтения;
  • быстро устает;
  • избегает чтения;
  • испытывает трудности с осознанием текста, рассеянный, невнимательный, не способен пересказать прочитанное или сказать, о чем был текст.

Диагноз дислексия обычно ставится в возрасте 6–7 лет. Снять диагноз можно.

Консультации каких специалистов необходимы при дислексии:

  • логопед/дефектолог;
  • невролог;
  • дефектолог;
  • нейропсихолог;
  • психолог.

В англо‑американской клинической психологии также существует диагноз «дислексия», но он говорит не только о нарушении чтения, но и письма.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияДисграфия— это специфическое нарушение письма

Очень распространенная проблема у современных детей.

Причины этого нарушения могут быть разные.

Одни связаны с воздействием внутренних факторов, (например, длительные соматические заболевания, патология беременности, родов, асфиксия, «цепочка» детских инфекций), которые ведут за собой минимальную мозговую дисфункцию (ММД), общее недоразвитие речи (ОНР), задержку психического развития (ЗПР).

Другие причины связаны с внешними факторами: неправильной речью окружающих, дефицитом речевых контактов, двуязычием в семье, недостаточным вниманием к речевому развитию ребенка со стороны взрослых.

Всё это задерживает формирование психических функций, участвующих в процессе письма.

Симптомы:

  • наличие стойких специфических ошибок, не связанных с применением орфографических правил;
  • замена и пропуски букв и слогов;
  • перестановка букв и (или) слогов;
  • недописывание слов или элементов букв;
  • написание лишних букв в слове;
  • повторение букв и (или) слогов и т.д.

На что нужно обратить особое внимание:

  • Если ребенок левша или переученный правша.
  • Если ребенок посещал логопедическую группу.
  • Если в семье говорят на двух или более языках.
  • Если ребенок слишком рано пошел в школу.
  • Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

Несколько советов родителям при дисграфии и дислексии:

  • Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
  • Не стоит ругать ребенка или, еще хуже, обзывать и  оскорблять. Наберитесь терпения.
  • Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
  • Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех и не говорите обидных слов.
  • Обратитесь за помощью к специалисту.

Консультации каких специалистов необходимы при дисграфии:

  • логопед/дефектолог;
  • невролог;
  • дефектолог;
  • нейропсихолог;
  • психолог.

 

Обратитесь за помощью к специалисту или используйте проверенные методики самостоятельно.

Какие из моих пособий полезно использовать для коррекции?

НЕЙРОТРЕНАЖЕРЫ

ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Тетрадь-тренажер по исправлению почерка

БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ

Лабиринты

Филворды

Игры с буквами и словами

Математические диктанты по клеточкам

Хорошо читаю, грамотно пишу

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияДискалькулия  — неспособность к изучению математики

Под дискалькулией понимают нарушение способностей к счетным операциям. Чаще всего этот недостаток проявляется в дошкольном возрасте. В случае возникновения дискалькулии ребенок просто не воспринимает математические символы. В некоторых случаях дети могут справляться со сложением и вычитанием, но, например, совершенно быть неспособными к умножению и делению.

По разным данными приблизительно 5-10% учащихся младших классов испытывают сложности с счетными операциями. Но в большинстве ситуаций тот факт, что ребенок плохо считает, родители не склонны связывать с каким-либо отклонением. Как правило, такого ребенка определяют как “гуманитария” и концентрируются на его способностях к другим наукам.

Наиболее подвержены этому нарушению младшие школьники и дошкольники. Родители начинают замечать, что ребенок плохо считает. Методы коррекции подбираются специалистами в индивидуальном порядке.

Симптомы:

  • ребенку сложно дается обучение устному счету;
  • сложности с порядковым и обратным счетом, иногда даже в пределах 10 (числа дублируются, упускаются);
  • сложно использовать цифры и числа в повседневных ситуациях;
  • продолжительное время использует наглядные предметы для счета – пальцы, счетные палочки, карандаши;
  • ошибается, копируя цифры с образца и записывая их под диктовку;
  • сложно классифицирует объекты по их размерам или форме;
  • часто у ребенка снижена способность измерять, сравнивать и классифицировать;
  • нередко путает внешне похожие символы (3 и 8, 6 и 9), отображает их перевернутыми или зеркальными;
  • неспособность ребенка удержать инструкцию;
  • сложности распознавания арифметических символов и знаков «-» и «+», «<» и «>»;
  • большие трудности в запоминании таблицы умножения и т.д.

Консультации каких специалистов необходимы при дискалькулии:

  • логопед/дефектолог;
  • невролог;
  • дефектолог;
  • нейропсихолог;
  • психолог.

Помощь детям с расстройством математических навыков основана на психокоррекционных упражнениях, активирующих нейронные связи в специфических участках мозга. Коррекционное воздействие осуществляется в трех направлениях:

Какие из моих пособий полезно использовать для коррекции?

НЕЙРОСЧЕТ ДО 10

НЕЙРОСЧЕТ ДО 20

НЕЙРОСЧЕТ Табличное умножение и деление

ТРЕНАЖЕР Учим таблицу умножения

Математические диктанты по клеточкам

Математические раскраски-шифровки «Волшебные пузыри»

Математические раскраски-шифровки «Рисунки с секретом»

ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

 

Чем раньше ребенок начнет заниматься, тем быстрее и легче будет достигнут положительный результат!

 

Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

 

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Комментарии 2

  • Спасибо огромное за статью! Занимаемся сами по Вашим пособиям. Стало намного лучше. Но хотелось бы не останавливаться на достигнутом. Можно попросить у Вас индивидуально позаниматься с моим сыном. Он учится в 3 классе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.