Дошкольник, в процессе развития, приобретает различные умения, знания и навыки, которые становятся для него надёжным фундаментом успешного обучения в школе. Одним из важнейших приобретённых навыков является логическое мышление.
Ребёнок с развитым логическим мышлением заметно отличается среди сверстников — ему гораздо легче учиться, ориентироваться в различных ситуациях, решать различные школьные и жизненные задачи.
Способы развития логического мышления
Содержание:
- Что даёт ребёнку развитая логика?
- Как развить логику ребёнка?
- Игры со словами
- Игры с образами
- Аналогии
- Настольные игры
- Работа с закономерностями
- Конструирование
Что даёт ребёнку развитая логика?
Ребёнок с развитым логическим мышлением обладает способностью анализировать предметы, сравнивать и обобщать их, подвергать классификации и выстраивать систематизированные по определенным признакам ряды предметов и т.д.
Умение мыслить логически также включает в себя:
- умение легко сосредоточиваться на проблеме;
- обладать хорошей памятью и вниманием;
- чётко мыслить и рассуждать;
- обладать развитой речью;
- отгадывать загадки;
- легко справляться с решением задач;
- нестандартно мыслить;
- легко концентрироваться.
Кроме этого, развиваются коммуникативные навыки и уверенность в себе.
Дети с развитым логическим мышлением более любознательны, интересуются любыми событиями, происходящими вокруг. Обучение в школе не отягощает их. Они легко справляются с дополнительными нагрузками. Такие дети чаще оказываются в ситуации успеха.
Ребёнку, который не владеет навыками логического мышления, будет труднее усваивать новый материал, он не сможет грамотно использовать полученные знания в процессе решения практических задач. Решение каждой учебной задачи будет отнимать у него массу сил и энергии, ослабляя его физическое состояние и отбивая желание учиться. Всё это негативно сказывается не только на школьных оценках, но и влечет за собой снижении у ребёнка самооценки.
Делая вывод, можно с уверенностью сказать, что если мы хотим, чтобы наши дети были активны и успешны, необходимо развивать логическое мышление, начиная с дошкольного возраста!
Как же развить логику ребёнка?
Возможно несколько интересных вариантов тренировки логики у дошкольников и младших школьников. Можно чередовать различные занятия, чтобы тренировать различные виды мышления:
- наглядно-образное;
- наглядно-действенное;
- абстрактно-логическое;
- словесно-логическое;
- пространственное;
- нестандартное.
Игры со словами
Игры со словами — очень простой и доступный способ развивать у ребёнка логическое мышление, расширить кругозор и, конечно же, увеличить словарный запас. Выбирайте игры, которые учат выделять аналогии, обобщать, распределять предметы и явления по группам, проводить логические связи.
- Играйте в ассоциации. Называйте предмет и предлагайте назвать похожий. Спрашивайте, почему ребёнок его выбрал, какие схожие черты нашёл.
- Придумывайте новые концовки или начало для известных сказок.
- Играйте в рифмовки.
- Сочиняйте истории, стихи вместе: кто-то начинает одну строчку — другой продолжает по смыслу.
- Научите ребёнка составлять синквейны;
- Разгадывайте филворды;
- Играйте в «да-нетки»: загадывайте предмет, явление или персонажа и предлагайте ребёнку отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
Книги для развития словесного логического мышления
Вы можете приобрести на сайте интересные книги с различными заданиями с буквами и словами великолепно развивающие не только логическое мышление, но и речь ребенка.
Игры с образами
Дети в большинстве своём — визуалы, поэтому им нравятся игры с картинками, образами. Занятия с использованием карточек, бумаги и ручки стимулируют развитие образно-логического мышления.
Вот несколько идей для активностей этого типа:
- предлагайте игры на сравнение и группировку предметов по цвету, форме, размеру и другим признакам;
- решайте головоломки;
- составляйте рассказы по картинкам;
- Научите ребёнка работать со спирографом;
- решайте логические задачи;
- разгадывайте ребусы;
- играйте в игры на бумаге;
- проходите лабиринты;
- разгадывайте друдлы;
- отгадывайте загадки.
Учимся отгадывать головоломки и ребусы.
Аналогии
Задания на нахождение смысловых связей трудно выполнять детям с плохо развитым логическим мышлением и маленьким словарным запасом. Одновременно выполнение подобных упражнений будет способствовать и обогащению словаря ребёнка, и развитию логики.
Как выполнять?
Надо выявить отношения между первыми двумя словами. Затем во второй паре найти аналогичную связь.
Например: пятница/воскресенье, вторник/ (среда, четверг, суббота, воскресенье)
Разбираем: «пятница — воскресенье» какая связь? Это дни недели, идущие через день. Во второй паре к слову «вторник» подойдёт «четверг». Он тоже приходит через день после вторника.
Бежать/ стоять
Кричать/(Вопить, орать, ученик, звать, молчать)
Театр/ зритель
Библиотека/ (Слушатель, книги, стеллажи, читатель)
Железо/ кузнец
Дерево/ (Стол, шкаф, столяр, доска, рубанок)
Ель/ стол
Дуб/ (Дерево, доски, шкаф, пила, шлифовальная машинка)
Пароход/ пристань
Поезд/ (Проводник, рельсы, купе, вокзал, вагон)
Машина/ мотор
Яхта/ (Море, парус, капитан, палуба, рулевой)
Глаза/ очки
Нога/ (Ходьба, обувь, костыль, перевязка, носки)
Паровоз/ вагоны
Конь/ (Копыта, телега, скачки, дорога)
Иголка/ острие
Бритва/ (Парикмахер, лезвие, борода, усы, лицо)
Музыка/ оркестр
Пение/ (Песня, хор, музыкальная школа, певец)
Коровы/ стадо
Волки/ (Нападение, охота, стая, серые, вожак)
Рожь/ поле
Яблоня/ (Яблоки, урожай, сад, садовник, сок)
Гора/ пещера
Дерево/ (Сад, дупло, лес, ветки, ствол)
Дом/ этажи
Лестница/ (Дом, перила, ступени, ходить, подъём)
Число/ цифры
Слово/ (Листы, книга, тетрадь, буквы, чтение)
Болезнь/ лечение
Поломка/ (Машина, мотор, ремонт, слесарь, автомойка)
Прохлада/ мороз
Голубой/ (Синий, небо, фиолетовый, красный)
Враг/ недруг
Рынок/ (Покупатель, базар, прилавки, продавцы)
Малина/ ягода
Математика/ (Учебник, учёный, наука, ученик, школа)
Растение/ семя
Утка/ (Птица, пруд, утята, крякает, яйцо)
Год/ весна
Жизнь/ (Человек, юность, длинная, весёлая)
Глава/ книга
Квартира/ (Новая, балкон, трёхкомнатная, дом)
Голод/ тощий
Труд/ (Тяжёлый, усталый, в поле, на заводе)
Фильм/ экран
Опера/ (Занавес, театр, сцена, артисты, оркестр)
Понедельник/ вторник
Воскресенье/ (Неделя, понедельник, календарь, суббота, послезавтра)
Вторник/ четверг
Воскресенье/ (Среда, вторник, пятница, вечер)
Утро/ ночь
Зима/ (Весна, осень, год, лето, неделя)
Шар/ круг
Куб/ (Фигура, квадрат, кирпичик, конструктор)
Коза/ животное
Хлеб/ (Печка, пища, форма, тесто, булка)
Голос/ эхо
Лицо/ (Отражение, зеркало, чистое, красивое)
Настольные игры
Шашки, шахматы, игры на бумаге в клеточку, домино, лото — проверенные временем классические игры, которые всегда будут актуальными и подходят для семейного отдыха. Они учат не только побеждать, но и принимать поражения, развивают коммуникативные навыки.
Очень хорошая игра для этого «Волшебный мешочек». Она поможет ребёнку научиться угадывать предметы и игрушки на ощупь, по форме.
Работа с закономерностями
Закономерность может быть скрыта в рисунках, между числами, буквами, любыми элементами ряда.
Чтобы научиться правильно находить закономерность действуем по следующему алгоритму:
- Внимательно смотрим на ряд чисел, фигур, животных, предметов.
- Пробуем догадаться, на чем основана закономерность – по какому правилу расположены элементы.
- Пробуем определить тип закономерности.
- Проверяем наши предположения одно за другим, чтобы увидеть какое правило соблюдается.
- Убедившись, что «задуманное» правило соблюдается, мы сможем точно назвать следующие элементы ряда.
Примеры закономерностей с числами:
2, 5, 8, 11, 13, …
3, 4, 7, 8, 11, 12, …
99, 10, 88, 20, 77, …
4, 16, 5, 25, 6, …
Для детей 5-9 лет прекрасно подойдут раскраски с логическими закономерностями.
Конструирование
Игры с конструктором помогают развивать двигательные навыки, мелкую моторику и творческое мышление. Создание построек по схемам, воспроизведение задумок в реальности развивают пространственное и структурно-логическое мышление.
Хорошо бы находить время на совместные занятия с ребёнком и в таком формате. С помощью кубиков можно создавать очень занимательные задания.
Лего поможет изучить многие математические понятия.
Математика очень тесно связана с логикой, поэтому не забывайте о математических играх для детей.
Ну и, конечно же, игра Танграм — великолепно развивает логическое и пространственное мышление детей.
Очень интересная и полезная книга «Танграм в загадках».
У всех детей вызывает восторг удивительный лист Мёбиуса.
Логические задачи
Пожалуй, решение логических и нестандартных задач — самый действенный способ развития логики и мышления.
Для дошкольников и первоклассников логические задачи должны быть наглядны и хорошо иллюстрированы. Много интересных заданий можно найти в одной из моих книг.
Еще примеры интересных нестандартных задач для младших школьников:
Задача 1
Вася нашел на 36 грибов больше, чем Лена. По дороге домой сестра стала просить Васю: «Дай мне несколько грибов, чтобы у меня стало столько же грибов, сколько и у тебя!» Сколько грибов должен брат отдать Лене?
Задача 2
На скотном дворе гуляют гуси и поросята. Петя сосчитал количество голов, их оказалось 30, потом сосчитал, сколько всего ног, их оказалось 84. Сколько гусей и сколько поросят было на скотном дворе?
Задача 3
На поляне паслись ослы. К ним подошли несколько мальчиков. «Сядем на ослов по одному», — предложил старший. Двум мальчикам ослов не хватило. «Попробуем сесть по двое», — снова предложил старший. Тогда один осёл остался без седока. Сколько ослов и сколько мальчиков было на поляне?
Задача 4
Сколько лет Ване? Когда Ваню спросили, сколько ему лет, он подумал и сказал: «Я втрое моложе папы, но зато втрое старше Серёжи». Тут подбежал маленький Серёжа и сообщил, что папа старше его на 40 лет. Сколько лет Ване?
Задача 5 «Старинная задача».
Для покупки порции мороженого Пете не хватает семи копеек, а Маше — одной копейки. Тогда они сложили все имевшиеся у них деньги. Но их тоже не хватило на покупку даже одной порции. Сколько стоила порция мороженого?
Задача 6
Учитель задал на уроке сложную задачу. В результате количество мальчиков, решивших эту задачу, оказалось равным количеству девочек, её не решивших. Кого в классе больше: решивших задачу или девочек?
Решая логические задачи, ребёнок научится узнавать предметы по заданным признакам, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности.
Решение нестандартных задач также развивает мышление, внимание, логику ребенка.
Но далеко не у всех детей получается решать логические задачи. Этому нужно учиться. Зная как решается тот или иной вид задач, ребенок уже легко справляется с поставленной задачей.
О. Наумова «Учимся решать логические задачи»
В книге разобраны простые способы решения логических задач с пошаговым объяснением. Ко всем задачам есть ответы.
Данные типы задач часто встречаются в школе не только на олимпиадах по математике, но и в качестве дополнительных заданий на контрольных работах.
Поэтому умение решать подобные логические задачи поможет ребенку получить нелишнюю положительную оценку.
Начинать заниматься по книге можно еще в дошкольном возрасте.
Задания оформлены красочно и интнресно.
Занятия по данному пособию будут способствовать развитию у ребенка:
- логики;
- внимания;
- мышления;
- сообразительности;
- пространственного мышления;
- умения работать с таблицами;
- математических способностей;
- памяти и т.д.
Рекомендуемый возраст 5-10 лет.
Книга может быть использована для индивидуальных или групповых занятий.
Хороший результат также дают упражнения для развития межполушарных связей. Используйте различные способы. Развивать и тренировать логическое мышление можно и нужно по-разному. Все индивидуально. Но целенаправленное усилие, направленное на развитие логики, обязательно даст хорошие результаты. Желаю удачи!
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!